Василий Гармаев: «Привет, моим якутским друзьям»
Василий Енхоевич Гармаев один из первых спортсменов Бурятии, кто начал пропагандировать вольную борьбу в своей республике. Он первым из Бурятии выполнил норму мастера спорта СССР по вольной борьбе, первый судья международный категории. И самое главное, это он впервые организовал проведение международного турнира в Улан-Удэ на призы газеты «Сельская жизнь». И именно с этого турнира взяли толчок нынешние международные соревнования на призы Президента Бурятии и на призы Бориса Будаева…
Десять лет тому назад по приглашению Д.Г. Миндиашвили Василий Енхоевич Гармаев переехал из Бурятии в Красноярский край. Живёт на севере края. Работал тренером и подрабатывал на фирме. У него две дочери, имеет пять внучек. Каждый раз приезжает на турнир Ивана Ярыгина, встречается с друзьями, вспоминает прошлые годы.
– Василий Енхоевич, любителям спорта Республики Саха интересно узнать ваше мнение о якутской борьбе и о великом тренере Коркине.
– В далеком 1964 году мы вместе с Дмитрием Петровичем Коркиным, Валерием Пантелеймоновичем Кочневым, Иваном Семеновичем Кычкиным были на Олимпийских играх в Токио. Тогда мы вместе жили в гостинице, плавали на одном пароходе и много интересных вещей он мне рассказывал. Прошло столько лет, я каждый раз вспоминаю его мудрые слова.
Тогда он мне говорил: «Первым олимпийским чемпионом из Сибири будет якут на играх в 1972 году, а в 1976 году – из Красноярска, в 1988 году – с Хакассии, в 1992 году – с Тувы, а буряты в 2008 году. Я был поражен. Не стал с ним спорить. Эти почти пророческие слова Дмитрия Петровича я записал у себя в дневнике. И действительно, угадал точно. Якут Дмитриев, красноярец Ярыгин, хакас Карамчаков, тувинец Монгуш, бурят Базаргуруев поочередности Дмитрия Петровича, удачно выступили на Олимпийских играх. Я тогда спрашивал у него: «А почему мы, буряты…, чем мы хуже?»
Он мне говорил: «Знаешь Василий, ваш народ разбит на три большие группировки: местные буряты, иркутские буряты и читинские буряты, и борьба между этими субъектами погубит борьбу, и она не будет развиваться».
Услышав это, я удивился и сейчас вспоминаю действительно, он был на сто процентов прав. Великий тренер, психолог. Он далеко видел вперёд. И я вспоминаю, у нас были готовые олимпийцы. Вот в 1980 году у нас был готов участвовать на Олимпийских играх Олег Алексеев, чемпион Европы предыдущего года. Он выиграл у всех ведущих борцов. Готов был удачно выступить на Олимпийских играх в Москве. Но, тут должны были мы все тренера прийти на помочь тренеру Валерию Николаевичу Иванову. Чтоб он возглавил подготовку к Олимпиаде Олега Алексеева. Я как старший по возрасту человек должен был их объединить. Но не смог просто, Геннадий Баймеев не смог должным образом готовить Олега к Олимпиаде. Не каждому суждено воспитать великого спортсмена или стать олимпийским чемпионом. Вот этот момент, если бы все ветераны спорта и я, Геннадий Монжуев, Нима Ивахинов пришли бы сказали: «Давай, Валерий Николаевич, забудем распри, забудем обиды, давай возглавь подготовку Олега Алексеева к Олимпиаде». Но такого не было. А ведь Олег Алексеев был у нас стопроцентный олимпиец. Он выиграл чемпиона мира из ФРГ Зегера, будущего олимпийского чемпиона болгарина Абилова и всех ведущих борцов того времени в весе до 82 килограмма.
Тогда у нас в Бурятии было всего два мастера спорта: я и Нима Ивахинов. Вот Дмитрий Петрович говорил, что у нас нет школы борьбы, юношей тренируем. А в Якутии уже есть юноши, которые могут бороться на уровне сборной России и Союза. И он был прав. Я вспоминаю сейчас этого величайщего тренера России, якутского народа.
Вот нам, соседним республикам Якутии и Бурятии чего не хватает? У нас сейчас нет такого тренера как Коркин. Есть большая любовь борьбе, есть специалисты, но нашим тренерам: Валерию Иванову, Федору Махутову, Нима Ивахинову, Валерию Сыдееву за 60 лет. Все они ветераны, но они не пускают молодых. Поэтому, мы отстаём от вас. Был у нас хороший тренер Бумбошкин, но он сейчас – министр спорта. Короче, стал чиновником.
И вот я считаю, если Коркин остался бы в Чурапче, дал бы еще не одного олимпийца. Его переезд в Якутск была большой ошибкой. Потому что, большой спорт всегда связан интригами, подковерной борьбой, который не видит и не знает простой зритель или болельщик. Конечно, когда он жил в Чурапче, он был король, он сказал – всё, а тут приходилось ему очень много трудностей. Мне об этом он сам лично говорил.
Для продвижения вперёд якутской школы борьбы что нужно? В Якутии должен работать тренер вроде Гууса Хиддинка. Знаете почему? Посторонний человек объединял бы тренеров, олимпийцев. И вот таким человеком мог бы стать тот же, например, приезжал к вам из Красноярской школы борьбы чемпион мира Владимир Модосян. Приезжал до этого тренер Павла Пинигина с Украины – Георгий Бураков. Они ведь какое-то дали оживление. Точно так же, в Якутии должен тренер вроде Хиддинка, со стороны.
Я от всей души желаю всем тренерам соседней республики успехов, удачи. Хочу передать большой привет Василию Уварову, любимцу Д.П. Коркина Вячеслав Карпову и ветерану борьбы Николаю Николаевичу Волкову.
Петр ПАВЛОВ. Красноярск, во время турнира памяти Ивана Ярыгина, 2010 г.