Интервью

Ларри Зик Джонс: «Желаю, чтобы мы объединились во имя спорта”

На пятом международном турнире Гран-при по вольной борьбе памяти Дмитрия Коркина команда Соединенных штатов Америки выступала под руководством главного тренера национальной команды США Ларри Зик Джонс.

Джонс – известная личность в мире борьбы. Любители вольной борьбы знают и уважают его. Из якутских борцов на различных соревнованиях с ним пришлось соперничать на ковре Герман Контоеву, Владимир Торговкину, Алексею Варламову…

Он блистал на ковре и был одним из самых известных борцов мира 90-х годов. Выступал в весовой категории до 52 кг. Чемпион мира, обладатель Кубка мира, серебряный призёр Олимпиады 1992 года в Барселоне. А сейчас вот уже несколько лет Джонс успешно руководит с одним из сильнейших команд мира – сборной США, которая на прошедшей Лондонской Олимпиаде завоевала две золотые медали.

И вот, грех было упустить шанс встретиться и поговорить с известным борцом и тренером.

“У меня нет соперников, мы все друзья”

– Как Вам удалось выиграть у знаменитого Валентина Йорданова на чемпионате мира, который проходил в Болгарии 1991 года?

– Я всегда стремился к победе. Был молодым спортсменом, который стремился стать чемпионом мира. К тому времени Валентин был четырехкратным чемпионом мира, он был лучшим борцом всех времен. В упомянутой схватке я был очень мотивирован и имел огромное желание победить и достиг поставленной задачи.

– Понятно. А чего не хватало, чтобы выиграть золотую медаль в следующем году на Олимпийских Играх в Барселоне в 1992?

— Это был одним из труднейших турниров в моей спортивной жизни. Я, знаете, раньше никогда не видел борцов из Северной Кореи, никогда раньше не боролся с ними. Так что, мой соперник был для меня сюрпризом. (Ли Хак Сон, олимпийский чемпион, чемпион Азии – от автора). Он делал хороший хват лодыжки – это такой приём в борьбе и его очень трудно было побороть. Он очень хорошо атаковал, у него было очень хорошее «нападение», и он победил многих чемпионов в том турнире. И, вообще, тогда кореец был лучше подготовлен, чем я.

– Какой поединок или соперник Вам больше запомнился всего?

– Конечно, болгарин Валентин Йорданов. Он – семикратный чемпион мира и олимпийский чемпион. Таких, как он, наверное, было всего три за всю мировую историю… может быть, даже два. Итак, он как раз «поднимался» в то время, когда я боролся. Тогда Йорданов был очень, очень сильным борцом. Что, я бы сказал, это было главной причиной его победы. Знаете ли, он был просто великолепен! Был лучшим борцом когда-либо могли бы знать спортсмены.

– Держите ли Вы связь с бывшими борцами?

– Конечно, я встречаю их постоянно. Мы время от времени ездим на турниры и такие борцы, как Валентин Йорданов приезжает в США довольно часто на турниры, так что, я встречаю его там. Конечно, я встречаю многими знакомыми, с которыми боролся раньше, например, как Герман Контоев. Я имею возможность встречать его все время, и мне приятно быть в его компании. Мы стали настоящими друзьями.

“Мне предложили продлить контракт”

– На каком месте стоит сейчас вольная борьба по популярности в США?

– Она не очень известна в США. Это хороший вид спорта, но самые известные виды спорта американского стиля — это футбол, бейсбол, баскетбол. Есть около 2 миллиона детей, которые занимаются борьбой. Так что, это хороший вид спорта. Но это, конечно, не самый известный вид спорта. Но детей, занимающихся этим видом спорта достаточно.

– Сколько людей занимается вольной борьбой в общем в США?

– Если говорить о тренерах, родителей и.т.д. – я бы сказал, около 3 миллиона.

– Как главный тренер, что Вы думаете о борьбе, как о виде спорта в США?

– Знаете, это хороший спорт для детей. Я, конечно, работаю с олимпийской командой. Это очень важно, когда наши лучшие борцы растут, продвигаются, и становятся взрослыми, когда у них есть желание стать лучшими в мире, когда они надеются на меня, как на главного тренера, который помогает им готовиться к соревнованиям. Это, я думаю, главные причины.

– Кого из талантливых молодых борцов можете выделить и в ближайшее время призвать в состав национальной команды?

– Да, каждая международная команда приезжает на олимпийские тренировки чтобы работать со мной в течение около 100 дней в год. И, в добавок скажу, некоторые атлеты международных команд живут и занимаются в нашем олимпийском центре в Колорадо-Спрингс круглый год.

– Есть ли молодые борцы, которых Вы бы выделили и хотели бы пригласить к себе в национальную команду?

– Да, есть. Есть около 20-ти спортсменов, которых я наблюдаю на следующие четыре года. Это новые борцы, не Джордан Барроуз, не Джэйк Варнер, которые являются олимпийскими чемпионами, но абсолютно новые, которые у меня в планах. Они будут частью национальной команды в следующие четыре года.

– Хорошо. Олимпийские игры закончились, будете ли Вы продолжать работать главным тренером? И на какой срок ваш контракт?

– Мой контракт подписывается в каждые 4 года, и сейчас я подписываю новый контракт. Мне только что предложили важные, значительные тактические пути и сам контракт. Конечно, мы со своим тренерским штабом собираемся участвовать на следующих Олимпийских играх.

Как долго собираюсь я быть тренером? Пока не знаю. Я буду им столько, насколько это возможно. Думал, что я буду работать в университете когда-нибудь. Так что, в конечном счете, я не буду тренировать национальную команду, я поеду обратно и буду работать в университете.

– Кроме Вас, кто работает тренером в вашей команде?

– Я – главный тренер, у нас также есть ассистенты, то есть помощники главного тренера, это – олимпийский чемпион Брендон Слэй, Билл Задик, который является чемпионом мира, Бобби Дуглас, также легендарный уважаемый тренер в нашей стране, Джон Смит, Марк Мэннинг, кстати, наставник Джордана Барроуза – олимпийского чемпиона и Луи Росселли, который был в олимпийской команде в 1996 года, сейчас личный тренер Тервелла Длагнева. Он тяжеловес, 120 кг. Вот и наши тренеры.

“Считаю, что судейство стало более стабильным”

– Нравятся ли Вам сегодняшние правила борьбы?

– Да, мне они нравятся. Хотя если бы у меня была одна возможность изменить любое правило, то я бы вероятно изменил пару правил, но сейчас все нормально. Я имею в виду, мне нравились старые правила. Мне больше нравились те правила, которые были, когда я боролся. Но я думаю, сегодняшние правила также хороши.

– Что бы Вы сделали чтобы сделать борьбу более зрелищным для зрителей и объективным для атлетов?

– Что ж, я не большой фанат «клинча», и я не знаю борцов, которым нравится «клинч». Вы обязательно увидите этот приём сегодня на соревнованиях. Знаете, что такое «клинч»? Это такой приём. Я понимаю его место в борьбе. Цель данного приёма хороша, но я не большой любитель этого приёма. Я бы изменил «клинч». Я бы изменил правила, в которых есть преимущество свободного действия на центре ковра. Сделал бы так, что, если один раз пересекать край ковра – нет штрафа, а когда борец продолжает пересекать – это уже штраф, то есть, проигранный балл. Я бы понизил количество штрафов на центре мата. Мне бы это понравилось.

– Как Вы думаете, изменится ли правила борьбы? Слышал, что основные категории будут изменены.

– Я говорил с специалистами ФИЛА и не слышал ничего про то, что весовые категории будут изменены. Полагаю, это просто слух. То, что никогда не удивляет меня, это ФИЛА. Они всегда меняют второстепенные вещи, но я не слышал, что какое-либо правило собираются изменить. Вольная борьба кажется сейчас стабильной.

– Что вы думаете о современном судействе?

– Думаю, судейство стало более стабильным, потому что, они не меняют правила так часто. Если они меняют правила редко – судейство остается более стабильным. Я верю, что судейство является сложным и строгим, чтобы сохранить отношения между людьми. Это лучше, чем тратить много времени.

“Я горжусь своей командой”

– Как Вы оцениваете выступление своей команды на Олимпийских Играх в Лондоне?

– Думаю, мы выступили хорошо. Мы выступили лучше, чем многие люди думали о нас. Я очень горжусь своей командой. Но, как и всему, ты всегда хочешь большее. Две золотых и одна бронзовая медали не было достаточным – если честно, мы хотели больше. Но, думаю, люди, которые предсказывали наш успех, что мы выиграем больше медалей, были удивлены. А я не был удивлен. Но все равно, я думаю, что это было хорошим выступлением, и это было так близко к превосходному, почти идеальному выступлению.

– Верили ли Вы, что Джейк Варнер победит в Лондоне?

– Абсолютно. Все потому, что я верил, что он был достаточно хорошим. Подобно всему, все знают, что это было сложным весом. Там было шесть парней, которые могли победить. Я наблюдал над Джейком – он хорош. Я наблюдал весь его путь становления лучшим в мире, и я точно уверен в том, что он способен быть лучшим. У него есть великолепный персональный тренер – Кэйл Сэндерсон, он был олимпийским чемпионом. Так что, Джэйк стал олимпийским чемпионом, и его партнер по подготовке был олимпийским чемпионом. Вот так он был очень способным. Я даже не удивился, когда он стал чемпионом.

– Что Вы думаете о феноменальном выступлении Джордана Барроуза? Имею в виду, как вы можете это объяснить?

– Я не знаю, как это объяснить. Он великолепен. Он тот человек, которого вы хотите видеть в борьбе, в спорте. Он любит наблюдать. Он очень агрессивный, изобретательный, «липкий» и быстрый. У него великолепные личные данные. Он потрясающий человек, отличный ученик. Он заботится о своей команде, старается для нее. Он думает о людях, которые его окружают. Он хочет, чтобы Америка гордилась им. И он этого добился победой на Олимпийских играх в Лондоне. Барроуз – великолепен.

– Барроуз после борцовской карьеры планирует выступать в смешанных единоборствах. Слышал, что Мокко и Банч уже перешли от вольной борьбы к ММА. Как Вы относитесь к этому?

– Думаю, мы увидим качественную, классическую американскую борьбу. Они будут бороться. Мы увидим, как один или две сильных мужчин будут стараться победить на Олимпийских играх. И, когда время борьбы закончится, они будут драться, чтобы заработать много денег, и это несложно делать. Ты можешь быть пожилым для этого. И, я думаю, это то, что Мокко и Банч делают ради. Они выросли борцами, так что они хотят закончить борьбу, «закрыть» борьбу, прежде чем начать что-нибудь новое как ММА.

Вы знаете Джордана Барроуза, он говорит много. Он спешит. Он читает в интернете, где говорится: «Джордан Барроуз собирается драться». Знаете, у Джордана нет смысла драться до окончания Олимпийских игр. Даже после игр, собирается ли он драться? Мы увидим. Четыре года — это еще долгий срок, и я не могу предсказывать так его будущее.

– Что думают люди в Америке о вашем успехе на Олимпийских играх?

– Думаю, американцы были взволнованы нашим выступлением. Полагаю, мы сделали это лучше, чем люди ожидали от нас. Американцы предпочитают новое, молодость. Можно сказать, что сейчас существует уверенность. У американцев 10 лет не хватало уверенности в программе. Они оправдывались, почему Америка не смогла выиграть снова. И я знал, что Америка могла выиграть. И я знал, что мы выиграем, если будем делать правильные дела правильным путём. Сейчас у нас есть место, где Америка гордится своей программой снова. Это требовало много усилий, трудной работы, и времени. И я могу сказать в добавок, что этот успех не появился просто так от нас, он появился от дружбы с Россией, Азербайджаном, Кубой.

В общем, хочу сказать, что мы стали лучше, потому что, другие страны помогали нам в этом. И я не забуду то, когда, 4 года назад, я только устроился на эту работу, и мы не побеждали, другие страны, которые были там, говорили: «Мы вам поможем». И эта помощь сделала нас сильней. Мы одобряем эту помощь.

“Якутия – это то место, куда мы обязательно возвратимся!”

– Теперь вопросы насчет Якутии. Каковы ваши впечатления о Якутии и Якутске?

– Здесь холодно. Но это очень красивое место. Я говорю, это очень забавно видеть, как люди одеваются, и ведут человеческую жизнь в суровом климатическом условии. Я всегда верил, что человек становится сильней через эту борьбу. Полагаю, что здесь зимой стоит туман, потому что погода бросает вызов экономике республики, поэтому люди здесь сильные, выносливые и волевые. Мне нравится быть здесь, я очень рад, что приглашен сюда.

– Что Вы думаете о якутской борьбе и, собственно, борцах?

– Борьба, как вид спорта, имеет огромное место в культуре и истории народа, поэтому она успешна. Возвратимся к вашим олимпийским чемпионам – очевидно чемпионы как Лебедев. И в будущем дети, пройдя через весь этот путь, могут стать очень, очень успешными. Так, это имеет большую историю в традиции, и мы, американцы, хорошо знаем это.

– В чем Ваша цель поездки в Якутию? Что Вы ожидаете от этого?

– Знаете, я всегда ожидаю от спортсменов хороших выступлений. Я также знаю, что соревнования очень хороши. Когда ты надеешься на свою команду, ты со временем понимаешь, что процесс соревнований очень хороший. И это то, за чем мы приехали сюда. Мы приехали, чтобы проверить себя, чтобы испытать себя против лучшими борцами мира здесь, в Якутии.

У Вас возникли какие-нибудь планы от этого визита?

– Да. Я очень многому здесь научился. Мы были здесь две недели на тренировочном лагере. Я наблюдал, как подготавливается команда, и просто следил как другие страны и регионы готовятся и тренируются. Я возьму всю эту информацию домой. Может быть, это даст мне какое-нибудь вдохновение в искусстве тренировки. Много людей говорят о прошедших Олимпийских играх, но я… я все еще думаю как стать лучшей. Я приехал сюда, чтобы стать еще лучше.

– Что Вы думаете об организации турнира?

– Думаю, это было удивительно. Это очевидно! Нас очень тепло встретили, люди были очень добрые и отзывчивые, и вы были очень старательны и внимательны по отношению к нам. Якутия – это место, куда мы обязательно возвратимся!

– И последнее, Ваши пожелания любителям борьбы Якутии.

– Сегодня и завтра (то есть, 6-7 октября) я собираюсь увидеть великолепный турнир. Я думаю, это будет сильным соревнованием. Хорошо видеть, как люди объединяются ради того, что они действительно любят. В Якутии можно видеть великих борцов мира. Так, я желаю хорошей поездки для всех стран сюда в Якутию и хороших выступлений. И нам всем желаю, чтобы мы объединились во имя спорта. И это борьба!

Петр ПАВЛОВ. 2012 г.

На снимке автора: главный тренер сборной команды США Ларри Зик Джонс со своим бывшим соперником на ковре, а сейчас с коллегой по цеху, тренером ШВСМ с Германом Контоевым.

PS: спасибо инструктору-методисту Школы высшего спортивного мастерства Екатерине Аммосовой и студенту 4-го курса факультета иностранных языков Северо-Восточного федерального университета Айсену Алексееву, за их помощь в организации интервью с Ларри Зик Джонс.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

166988
Бүгүн : 314