Интервью

Адам Барахоев: «Мне нравиться приезжать в Якутию»

Адам Барахоев родился в Северной Осетии, по национальности ингуш. Вольной борьбой начал заниматься с десяти лет. Первый тренер, двоюродный брат Алаудин Барахоев, а потом я переехал в город Владикавказ в спортивное общество «Спартак». Тренировался под руководством Хасана Владимировича Апаева. Призёр Олимпийских игр 2000 года, призёр чемпионата мира, Европы и Кубка мира, чемпион России…

На недавно закончившимся международном турнире Гран-при памяти Д.П. Коркина одним из самых известных людей из мира борьбы был тренер сборной команды Турции Адем Берекет. Кстати, Лучший тренер по версии ФИЛА за 2008 год. Ну не смог я упускать такой момент встретиться с этим уважаемым человеком неординарной судьбы.

-В 1989 год по приглашению великого тренера Дмитрия Георгиевича Миндиашвили я переезжаю в город Красноярск. Там тренировался под руководством Битарова Амурхана Гобоевича. Они-то меня тренировали, готовили долго.

Первым моим успехов, если так взять, был выигрыш Кубка России в 1993 году, который проходил в Улан-Удэ. Потом 1996 году стал чемпионом России. В моём весе тогда в стране и в мире господствовал мой близкий друг, великий борец Бувайсар Сайтиев. Уже годы тоже поджимали, поэтому мне пришлось уехать выступать за сборную команду Турции, чтобы покорить Олимп.

-Почему именно Адем Берекет?

-Берекет это фамилия, мне дали турки. А почему именно Берекет? Потому что, это как бы переводится как подарок от Всевышнего. Поэтому, мне стало это как бы ближе. Таких фамилий в Турции очень мало. Брат премьер-министра Мустафа Элдуан был президентом моего клуба, за которого выступал я. Вот он у меня спросил: «Нравится ли тебе такая фамилия?» И я уже подписался под этой фамилии. А Адем – это все равно что Адам.

Так сборной Турции в 1999 году я переехал, и в том же году стал бронзовым призёром чемпионата мира, который, кстати, проводился в Анкаре. Тем самым, автоматический завоевал путёвку на Олимпийские игры в Сидней. До Сиднее был серебряным призёром чемпионата Европы, где в финале проиграл Бувайсару Сайтиеву.

На Олимпиаду я, конечно, поехал завоевывать только золотую медаль. Чувствовал себя очень прекрасно, уверен был к своей победе. Во втором круге вдруг Бувайсар проигрывает американцу. Тогда все меня стали поздравлять как чемпиона, так как они знали, что у меня единственный соперник это только Бувайсар. Даже его младший брат Адам сам подходил поздравил: «Вот золотая медаль сама пришла к тебе». Но не тут-то было, американец Слей оказался железным, не смог я его пройти. Ну там, конечно, судейство тоже, я сейчас не хочу это. Это было уже давно. Я проиграл американцу. Потом в схватке за третье место с корейским борцом Муном, я не смог полностью раскрыться, так как у меня выскакивало плечо.

По приезду домой, через два-три дня сказали, что в анализе немца Александра Ляйпольда, завоевавшего золотую медаль, нашли допинг. Журналисты начали поздравлять меня. К этому я особо не радовался, потому что я ездил на Олимпиаду только за золотом, а получилось, что стал только четвертым. Но, это бронзовая медаль очень многое решил в моей жизни. В первую очередь для моей маленькой Республики Ингушетии это была среди борцов первая олимпийская медаль. И все радовались, в первую очередь моя семья, в том числе и турки. Потому что, на играх в Сиднее у турков было четыре медали по всем видам спорта, и моя получилась пятая награда.

Адам, хочется узнать, как именно прошла церемония вручения Вам эту медаль. Ведь это же было после Олимпиады, не на олимпийском пьедестале?

-Потом, когда точно узнали, определили, что Ляйпольд принимал запрещенный препарат, нас вызвали в Америку, Нью-Йорк. И рано утром, в часах примерно в пять было церемония награждения. Передавали медаль как бы Ляйпольда американцу Брендону Слею, золотую медаль, корейцу Муну серебряную и мне бронзовую. И было очень удивительно, что было так рано, в пять часов утра и что к этой церемонии присутствовало очень много народа. Даже у меня есть видеокассета, которую подарили мне на память. После этого я сделал очень серьёзную операцию, не смог вернуться на ковёр. Так что, Олимпийские игры для меня получились последними соревнованиями. И мне предложили возглавить сборную команду Турции.

Почему именно пригласили меня? Потому что у турков тоже очень много олимпийских чемпионов, чемпионов мира. Но они знали, что я представитель самой сильной в мире – российской школы борьбы. И они хотели поменять систему, чтобы я внедрил им новую, российскую систему. И вот уже как шесть лет как я возглавляю сборную команду этой страны. Как начал работать на этом посту, я пригласил себе Исака Ирбайханова, первого тренера Бувайсара Сайтиева. И вместе с ним его родного племянника Рамазана Ирбайханова тогдашнего, а сейчас Рамазана Шахына. И мы с этой командой в 2007 году завоевали второе место в командном зачете на чемпионате мира в Баку. Тогда Рамазан стал чемпионом мира в весовой категории до 66 килограммов. После этого он выигрывал золотые медали чемпионата Европы и Олимпийских игр в Пекине.

Недавно в славном городе Стамбуле закончился чемпионат мира по вольной борьбе. Мы и вообще, наверное, большинство любителей борьбы ждали от команды Турции многое. А что-то только одну, и то серебряную медаль завоевали ваши подопечные. Хочется узнать, какую оценку дали по выступлении команды и как вообще приняли такой итог руководство федерации, чиновники от спорта.

-Конечно, они не одобрили эту единственную медаль, потому что, от нас ждали большего. Мы думали, что у нас в 120 килограммов будет медаль на сто процентов. И даже надеялись на золото. И на Рамазана в весе до 66 килограмма думали золото будет. Ну, по нашим расчётам мы должны были принципе завоевать четыре медали. Ну, мы уж не думали никогда, что в реальности будет только одна медаль. Я думаю, что ребята перегорели. Потому что, с одной стороны говорят, что «дома родные стены помогают», а с другой стороны был огромный стресс. Внимание, репортёры, разные рекламные встречи, короче было очень тяжело, и борцы не смогли перенести эту нагрузку, сориентироваться к самому чемпионату. Ну думаю, не все еще все потеряли, потому что еще есть три квалификационных турниров перед Олимпиадой. И мы должны там завоевать как минимум еще пять лицензий. И я думаю, что поедем в Лондон сильнейшим составом.

Хотелось бы, так как я сейчас нахожусь в Якутии, сказать пару слов о Викторе Лебедеве. Витю я еще с Красноярска знаю, он за последние два года очень сильно прибавил. Он проиграл в 2009 году за выход в финал моему ученику Сезеру Акгюлу. Витя тогда тоже должен был выиграть золотую медаль. Но так как споткнулся на Сезере, там у него этого не получилось. После этого Виктор ко мне подошел и говорил: «Если бы я выиграл у Сезера, я бы дальше уже чемпионом был бы».

Тогда я понял, что Лебедев не остановиться на этом, что он будет продолжать тренироваться еще больше. Витя сейчас по моим расчётам, это самый большой кандидат на олимпийское золото. Как уже сказал мой бывший тренер Дмитрий Георгиевич Миндиашвили, у него на голове компьютер. Когда захочет, тогда и балл берёт. Очень грамотный, техничный.

Организация этого турнира очень грамотная, все на большом уровне. Это чтобы сюда приехать, очень далеко Якутия, а якутская федерация борьбы работает замечательно, чтоб двенадцать стран сюда привезти это очень большое дело. К нам в Стамбул тяжело приехать как бы, хочу поздравить всех организаторов этим замечательным турниром.

-И немного о Якутии, о якутских болельщиков. Вы, наверное, не первый год приезжаете в наш город?

-Я еще в 90-м году приезжал на турнир, когда боролся за Красноярский край. Тогда выступали на стадионе. Конечно, борьба считается в Якутии национальный видом спорта. Поэтому, болельщиков много. Еще с 90-х годов, когда я первый раз увидел якутских болельщиков, они, как и прежде азартно болеют.

Вы бы видели чемпионат России в Якутске, этим летом…

-Да, я это увидел по интернету, это было великолепно и организация на высшем уровне, все рассказывают, что это как чемпионат мира прошёл. Думаю, большое будущее Якутии, у меня здесь очень много друзей, раньше с кем я боролся и тренера, до сих пор мы с ними дружим. Если честно, мне нравиться приезжать в Якутию.

-И напоследок, еще про Вашу личную жизнь, сколько вас родных, Илез который выступает за Красноярск ваш родной брат?

-Всего нас было двенадцать детей в семье. Сейчас два брата покойные. Остались пять сестер и пять братьев. Братья боролись, так, но не так как профессионалы, но все они старались. Илез мой родной брат. А сейчас у меня семья, две девочки, два мальчика. Мы все живём в Стамбуле.

-И еще вот о чём, вот вы ингуш, как научились так хорошо говорить по-турецки?

-Ингушский язык вообще не сходиться с турецким. Я ходил на курсы, старался, знал, что где я живу, я должен знать ихний язык, культуру, обычаи и все остальное. Поэтому старался, учился и в принципе в течение одного года, я уже нормально так общался уже с турками.

Петр ПАВЛОВ.                                                    

Якутск. Дворец Спорта «50 лет Победы». 2011 г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

169269
Бүгүн : 28