Георгий Бураков: «Павел достойно представлял себя, свою страну как личность»
Вашему вниманию, незабываемое доброе воспоминание заслуженного тренера СССР Георгия Анатольевича Буракова о своём прославленном ученике – чемпионе Олимпийских игр в Монреале по вольной борьбе, заслуженном мастере спорта Павле Павловиче Пинигине.
-Павел Павлович Пинигин, это образец для подражания всех якутских борцов. Мы будем говорить о нём, не так вначале, как великого спортсмена, а затронем те человеческие качества, которым он обладал, который позволили ему добиться очень высоких результатов.
Первое, он колоссально был мотивирован для успеха. Казалось бы, не имея никаких таких особых физических данных, он за короткий промежуток времени сумел стать лидером. Вы видели сегодня очередной чемпионат мира по вольной борьбе, видели какое противостояние в каждой весовой категории. Три раза победить на таких колоссальных турнирах – это большой успех. И это, не считая победу на Олимпийских играх – это уникальная была победа.
Павел приехал в Киев. Та сторона меня устраивала, что он не был совершенной технической подготовкой. Можно было писать с листа. Технику поставили, учитывая то качество, которое у него было. У него не было развито спина, и цель моей работы было привить именно те устои, которые он приобрел при борьбе хапсагай. Вы понимаете, в борьбе хапсагай нельзя коснуться коленом, нырять с коленом и так далее. И вот практически все свои схватки Павел проводил очень ярко, потому что, он нырял высоко. То время, это было новшество, мы перешли от тех традиций, в которых японские, турецкие, иранские борцы ныряют низко за ноги, высоким нырками. Это все помогло проявить себя, самое главное – сильнейшие бойцовские качества.
Кроме того, он очень организованный и дисциплинированный человек. Для него не было понятия, вот я скажу, в период его становления, впервые выступая на чемпионате СССР, повредил колено.
Я ему говорю: «Ну, вот, наверное, давай снимешься с соревнования. Какая разница, ты займешь третье, или второе место?»
Он говорит: «Ну, что будет с коленом? Оно болела, и так будет болеть, пойду бороться!»
Пошел, боролся и стал призёром чемпионата страны. Это были его первые шаги в большом спорте. Каком бы весе он не боролся, он очень достойно представлял себя, свою страну как личность. При весе семьдесят килограмм, его поставили бороться на чемпионате Европы в 74 килограмма. И та схватка, которую все видели по телевизору и восхищались… и Зегером, а Зегер до этого стал чемпионом мира в 82 кг. Соревнования проводились в Западной Германии, как раз, на родине Зегера. Он хотел показать невозможное, согнал вес. В схватке с ним Павел не оставил никаких сомнений. Победил такого выдающегося борца. Причём, когда он приехал в Киев, передних зубов у него не было. Такой жесткий был поединок. Но он мне рассказывал про ту схватку: «Когда мне было очень больно, я еще сильней сжимал зубы, чтоб еще больше почувствовать боль и через боль добиться успеха».
Вот это характеризует его как личность. После окончания спортивной деятельности был такой момент. Мы поставили цель выиграть все соревнования мира, которые есть. Цель была достигнута. Он стал чемпионом города, Украины, страны, Кубка мира, Европы и Олимпийских игр, но не боролся на чемпионате Вооруженных сил СССР. Почему? Я всячески оберегал его от участия на этих соревнованиях. Все основные соперники были армейцами. Судейство всегда было на них не объективными. Он закончил уже бороться и говорит: «Я еще не был чемпионом Вооруженных сил». И поехал в 74 кг и выиграл. Он выполнил максимальный план, которую поставил перед собой. И это образец, это эталон спортсмена, который умеет поставить задачу и его выполнить.
На Олимпийских играх в Монреале для Павла ситуация сложилось не очень благоприятная. Его не очень симпатизировали чиновники от ФИЛА, сам президент Милан Эрцеган. В этой весовой категории выступал его соотечественник, югослав Шабан Сейди. Это был один из конкурентов на соискание медалей. И действительно, он был достойным соперником. Но мы его очень хорошо изучили, его тактику и технику. И Сейди не представлял для Павла особую угрозу. Ну вот, не зная откуда тебе идет неприятность, он проиграл одну схватку и в финале встречается с американцем Кизером.
Кизер – морской офицер, дисциплинированный, ответственный спортсмен и представлял большую опасность. Ситуация была такая, что ему нужно было выиграть явно. План был таков, не спешить, спешка в этом деле совсем не нужна. Он методично набирал баллы, выполнил свою цель и стал олимпийским чемпионом.
Такая же ситуация повторилась на Олимпийских играх в Москве. Во встрече с болгарином Павлу тоже надо было выиграть явно. На мой взгляд, там неэтично поступили с ним в схватке с монголом. Сперва дали победу ему, а потом – монголу. И чтобы стать чемпионом, Павлу надо было выиграть у Райчева чисто технически. И он очень поторопился. Он выскочил на ковёр. Я ему говорю: «Не торопись, не спеши». Он берёт балл, второй, третий, уже видно, что победа будет у него. И пропустил бросок, которому он никогда не попадался. Занял четвертое место. Ну, это теперешнему тоже самое третье место.
Таким был жизненный путь Павла Пинигина. Конечно, мечтали стать двукратным олимпийским чемпионом, но не всегда получается, по-твоему. Мне очень приятно, что он человек самодостаточный, сумел себя проявить и после спортивной карьеры, состоялся не только как спортсмен, а как выдающийся личность.
Записал Петр ПАВЛОВ. Москва, чемпионат мира. 2010 г.