Рамазан Шахин: «Надо верить и надеяться на своих и успех придёт»
Рамазан Шахин, он же Рамазан Ирбайханов, родом из Дагестана, воспитанник знаменитой Хасавюртовской школы вольной борьбы. С 2007 года он выступает за команду Турции. Стал чемпионом Европы, мира и Олимпийских игр в Пекине-2008. То, что, он ставь легионером, выиграл все крупные соревнования, говорит, что российская школа вольной борьбы обладает большим потенциалом.
Наша встреча с олимпийским чемпионом состоялась на турнире памяти Ивана Ярыгина в Красноярске. Мы попросили его ответить на наши вопросы. На что Рамазан любезно согласился.
– Во-первых, мы хочется узнать ваше мнение о Якутии, ведь вы были участником чемпионате России который проходил в Якутске в 2002 году.
– Да, я участвовал в том чемпионате, так как тогда я выступал за Дагестан. И вот сложилось, что мне пришлось… как бы тренер мой и дядя мой Исак Ирбайханов, кстати тренер легендарного Бувайсара Сайтиева, когда его пригласили в Турции, он взял меня с собой. Зачем он забрал меня? Чтоб не только посмотреть, как там борятся турки, для того чтобы побороться в клубах. В первых порах как бы легионером. В то время не я один был из России. Со мной был еще Сухраб Хизиев, наверно знаете его, в 55 кг боролся. Так, в 2006 году я поехал туда. И вот с тех пор уже за Турцию выступаю.
А в Якутске нас очень хорошо встретили, тепло. Так как там много диаспора дагестанская и чеченская. Познакомились мы с якутскими друзьями. Даже те, которые встречали на улице с нами здоровались, фотографировались. Жили в гостинице. Вышли, хотели поехать туда, вызвали такси.
– Нет, – нам говорят нам.
– Мы вас так довезем.
Хорошо, тепло нас встречали и провожали. Очень понравилось в Якутии. Хорошее впечатление осталось с того чемпионата.
– Рамазан, встречались ли вы на ковре с якутскими борцами?
– Когда боролся за Россию, я несколько раз боролся с якутянами. Так как в России якуты в весе до 60 килограммов, в которой я тогда выступал, были очень сильными. Честно признаться, фамилии их не помню. Были хорошие ребята, перспективные. Они и по сей день борятся. Я вот помню, Антон Иванов был. Школа борьбы Якутии хорошая, перспектива есть.
Вот приехал в Красноярск, якуты и здесь, знают ведь где можно участвовать, набирать опыта. Я большое время провожу дома, в Дагестане. Вот приезжаю в одно время в Дагестан, захожу в борцовский зал, а там якуты. Вот они стремятся сотрудничать. Надеемся, что у них будут олимпийские чемпионы. Романа Дмитриева знаю, олимпийского чемпиона, тоже был хорошим тренером. Работал в молодежной сборной России.
– Как оцениваете свое выступление на Красноярском турнире?
– Не получилось у меня борьба в первом периоде. Почему? Потому что я 0:1 проиграл. Я боролся с Семенцовым несколько раз и всегда выигрывал. Так как его борьбу знаю, он мою борьбу знает. Мне было чуть легче с ним бороться, ну неважно себя чувствую в последнее время после Пекинской Олимпиады. Я два раза ездил, лечился в больницах желудок. Слабость была какая-то. И в последнем периоде жребий выпал мне, и я не смог сбить его. И это впервые в моей жизни спорта, не смог сбить соперника. Иногда я отстаиваю, когда берут мою ногу, а когда я беру ногу соперника, то никогда не упускал удобного момента. А то, что случилось с Семенцовым, это уже впервые. Такая вот получилось судьба.
– Как вы чувствуете себя, олимпийский чемпион и вдруг проиграли в первом же круге? Обидно, наверное.
– Конечно, обидно. Обидно мне, потому что, я чувствую, какие были надежды у тренеров на меня. Они надеялись на меня, так как в этом турнире не участвовал ни один олимпийский чемпион кроме меня. Была конечно сильная ответственность и такой подход к турниру, слабость не восстановился или… Особо вес тоже не гонял. Кстати, у меня вес здесь упал на 69-70 килограммов. Потренировался, два килограмма согнал и это обычное дело для борца, попотеть это просто. Вот с желудком какие-то проблемы, неважно себя чувствовал и проиграл схватку.
— Вот вашей весовой категории выступает якутский борец Леонид Спиридонов…
– Он хороший парень, я давно его знаю. И, по-моему, боролся с ним. Но у него, по-моему, проблемы с весом. Я видел его выступление на последнем чемпионате мира, где Леонид занял третье место. Хотел бы его поздравить.
– Вы являетесь легионером, как вы чувствуете, когда, стоя на пьедестале, слышите гимн другой страны?
– Да, многие говорят, что турок стал чемпионом Олимпийских игр, хотя я принес из Пекина в Турции единственную золотую медаль. Некоторые писали там, в Турции, что это медаль не наша, это медаль – российская, кавказская, что мол, кавказец принес нам эту победу. Короче, хотели спровоцировать. Но многие говорят, что, турок выиграл для Турции, а иногда спорят там, что я не турок, он из России.
Я думаю так, пускай я принес золотую медаль для Турции, но я считаю это успех дагестанского спорта. Ведь я достиг всего этого, благодаря нашей – российской, дагестанской школы борьбы. Все что я имею, я получил в Дагестане и скажем, созрел для Олимпиады в Пекине. Хотелось бы выиграть для России, но судьба распорядилась по-другому.
– Рамазан, турецки билемси?
– Аз. Чох, билме (смеется). Чох билме.
– У нас, у якутов и турок язык похож, одна тюркская группа…
– Я знаю, я знаю. Да.
– Знаю, что у вас много братьев, которые тоже занимаются вольной борьбой. Хотелось бы узнать про них.
– Ирбайхановский род? У меня все дяди, кроме отца занимались в спортивной школе и построили борцовский зал имени братьев Бувайсара и Адама Сайтиевых. Вот был такой момент, когда можно было перестроиться там, в Хасавюрте. Так как там особо других видов спорта нету, и надо было занять какую-то другую позицию. Но они решили построить спортивную школу и вот благодаря этим многие уже начали заниматься борьбой. Благодаря этому появились хорошие результаты. Как вы знаете, Хасавюрт многие называют Меккой вольной борьбы.
– Почему не участвовали на чемпионате мира в Дании? Вроде готовились.
– Да, я готовился выступать на этом чемпионате. Вот на сборах у меня начались проблемы желудка. Оттуда я сразу уехал лечиться. Острый гастрит. Поэтому, к сожалению, пришлось пропустить чемпионат мира. Очень хотел участвовать, так как там боролись многие мои соперники, друзья. Не знаю, на нынешнем чемпионате Европы и мира, если даст Аллах Всевышний поучаствую.
– Звание олимпийского чемпиона насколько обязывает вас на таких турнирах ответственность или скажем груз.
– Нет, никакого груза я чувствую. Если вышел на ковёр – надо обязательно выиграть. Некоторые наверно думают, а вот олимпийский чемпион он себя так ведет. Вот выхожу как обычно. Настраиваюсь на каждого соперника. Просто здесь не сложилась такая борьба, так как неважно себя чувствовал.
— Вот нашего Виктора Лебедева знаете?
– Да, знаю. Он такой хороший, техничный борец. Я вот наблюдал за его схватками. Вот что-то ему не хватило, все было нормально. Кореец был неплохой, но можно было его обыграть спокойно. Просто попался, залетел на три балла. Конечно, когда борешься с опытным борцов, то отыграть три балла, это очень сложно. Я видел финал чемпионата мира, где кореец боролся с турком. А так, Лебедев перспективный, хороший парень, трудолюбивый.
– Можно так представить, если бы вы остались в России, то могли бы стать олимпийским чемпионом?
– Я думаю, что уехал тогда, когда уже как раз созрел для достижения своей цели. Выступления для большой арены. Уехал, к сожалению, от России, как раз тогда у нас был фаворит, лидер Ирбек Фарниев. На чемпионате мира 2007 года я его обыграл. Тогда уже я и мой тренер чувствовали, что я для этого дела созрел.
– Вы это говорит с сожалением или как?
– Конечно, живу в России, борюсь за Турцию. Конечно, хотелось бы участвовать и принести медали для своей, родной страны. Но, я не жалею, что не показал таких результатов для России, но я горд и счастлив, что я стал тем, кем я стал, олимпийским чемпионом, чемпионом мира и Европы.
– А конкуренция в Турции вашей весовой категории какая?
– Конкуренция неплохая. Сейчас молодые подтянулись. Так как я почти полтора года не боролся, ребята подтянулись. Надо еще раз выходить на арену и доказать, что ты сильнейший.
– А легионеров в команду Турции много?
– Легионеров сейчас немного. Но они приглашают иностранных борцов для клубного чемпионата. Мы взяли в свой клуб Альберта Саритова и Джамала Отарсултанова. И за другой клуб выступает Рамазан Саритов.
– Ваши пожелания якутскому народу.
– Знаю, что в вашей республике очень любят борьбу. Я бы хотел, чтоб были хорошие, перспективные спортсмены и чтоб народ всегда поддержал своих борцов. Надо верить и надеяться на своих и успех непременно придет.
Петр ПАВЛОВ.
Красноярск, 2010 г.