Интервью

Радослав Великов: «Кроме борьбы меня ничего не интересует»

Наша встреча с призёром Олимпийских игр, экс-чемпионом мира Радославом Великовым состоялась в октябре 2015 перед международным турниром памяти великого тренера Дмитрия Коркина в Центре подготовки спортсменов «Триумф». Как всегда, по приезду в наш Якутск известных борцов, не интересно было узнать их спортивные биографии.

К удивлению, болгарский борец хорошо говорил на русском языке, поэтому нам не требовался переводчик. Радослав оказался приятным собеседником, мы так разговорились, что не заметили, как быстро пролетело два часа.

Велико-Тырново — борцовский край

– Радослав, давайте, начнем с того, где вы родились?

– Я родился в селе Куцина, что в Велико-тырновской области. Кстати, первый в Болгарии чемпион Европы по вольной борьбе Иван Шавов представлял Велико-Тырново. Он мне помогал в становлении борца. Также с этой области вышли такие известные борцы как Румен Павлов, Йордан Дойнов… Чемпион мира Михаил Ганев тоже с моего города. Мы вместе выросли как братья, вместе участвовали на соревнованиях, даже в одно время приходилось в одной весовой категории участвовать. Он моложе меня на два года.

– Кто твои родители, чем занимались, занимались ли спортом?

– Спортом они не занимались. Мама работала в спортивной базе. Потом замуж вышла. Работала поваром в детском саду. А отец был водителем. У меня есть старший брат и младшая сестра. Они спортом не занимались.

Если бы не борьба, то стал бы каратистом

– Радослав, почему вы выбрали именно вольную борьбу?

– Точно не могу сказать. В детстве, когда передавали борьбу в телевизоре, я переключал его в другой канал. Не интересовался. Помню 1996-й год. Олимпийские игры в Атланте. Смотрел схватки Валентина Йорданова и переключался в другие виды спорта. Тогда я еще маленький был, жил в деревне, и вообще, еще толком не знал про борьбу. Спортом хотел заниматься, но не было условии. На выходные наши ребята приезжали из города в родное село, был среди них один гимнаст. Во время игры в футбол, он делал разные кульбиты, сальто… Увидев его, мне тоже захотелось делать такие трюки.

В третьем классе пошел на море, в спортивный лагерь. И там меня заметил будущий мой тренер. До этого меня, родители предупредили, что на море очень опасно. Могут украсть детей, поэтому советовали не общаться с незнакомыми людьми. И вот подходит ко мне незнакомый мужчина, хочет со мной говорить, а я все время убегал от него. Ну, думал, что он хочет украсть меня (смеётся).

– А как ты считаешь, почему он выбрал именно тебя? Наверное, ты его чем-то удивил?

– Да, может быть. Ну, не знаю, не могу сказать точно. Наверное, он что-то приметил, когда я играл с ребятами. Так, он ходил за мной три дня, что я его начал кидать камнем, чтобы не подпустить к себе. Потом он пошел в школу, к моему учителю. Тогда я подумал, что они меня вместе хотят украсть. Учитель приходит и говорить, что этот незнакомец тренирует ребят в спортивной борьбе. Только тогда я расслабился, и дал номер своего домашнего телефона. При разговоре он задавал несколько вопросов. Был хорошим психологом. Его зовут – Лако Лаков. Кстати, он у Миши Ганева тоже первый тренер. Лаков тоже его приметил, и мне еще тогда говорил, что нашел в соседней деревне талантливого мальчика. – Ты с ним будешь тренироваться, – говорил он.

В то время в экран вышли фильмы Брюса Ли. Посмотрев его, мне вдруг захотелось заниматься каратэ. Тренер звал на тренировку, а я ему говорю:

– У вас, есть каратэ? Я хочу заниматься каратэ.

– Давай, сперва тренироваться борьбе, а потом посмотрим. Если тебе борьба не понравиться, я тебя в каратэ отдам, – ответил Лаков.

Я согласился, но сам делал грушу и тайком, начал было заниматься каратэ. Он, почему-то, в этот год не позвонил. Я уже забыл было про него. Уже в шестой класс пошел. Как-то, домой, вдруг зазвенел телефон. Сначала, не хотел поднимать трубку, в доме кроме меня никого не было. Но, все-таки вернулся и поднял трубку и сразу узнал, что это он, тренер по борьбе. Потом обговорил этот разговор с родителями. Они посоветовали заниматься борьбой. Вот так, я встретился с первым тренером и начал тренировку.

Чемпион Болгарии по всем возрастам

– Какие были твои первые успехи?

– В первый год, на соревновании области занял четвертое место, поэтому не попал на республиканское первенство. Боролся тогда весовой категории до 38 кг. Наверное, был еще не подсушенный, пухленький. На следующий год уже боролся в весе до 32 кг. Гонял несколько килограммов. В том году стал чемпионом Болгарии. Потом уже пошло, много раз выигрывал различные соревнования внутри страны, сначала по кадетам, потом среди юношей и юниоров. Ну, были такие моменты, когда и проигрывал.

– Был ли у тебя кумир в детстве?

– Когда был маленьким, особо не обращал внимания звёздам спорта. В одном зале вместе тренировались с призёром первенства Европы среди юношей Станиславом Денчевым, который выступал 55 кг. Своё время он был членом сборной команды Болгарии. Я дружил с ним. Всегда хотел с ним вместе тренироваться. А его тренер почему-то не хотел, что я тренировался с Станиславом. Денчев мне показывал свои любимые приёмы и захваты. Потом моими кумирами стали Валентин Йорданов, Серафим Барзаков, Симеон Штерев.

Борьба в Болгарии находится в трудной ситуации

– Раньше были времена, когда сборная Болгарии опережала даже команду СССР. А сейчас в Болгарии борьба чуть упала. Как ты это объяснишь?

– С того времени в Болгарии много чего изменилось. Вот, я сейчас смотрю здесь в Якутске, сколько детей на стадионе («Юность») с утра до вечера занимаются, тренируются. Стадион вообще полный всегда. А в моей стране, такого сейчас не увидишь. Раньше была такая система, что в каждой деревне, в каждом городе, в школе дети занимались спортом. Борьба была на высоте. Все виды спорта одновременно развивались. Ну, если признаться, теперешняя молодежь не хочет особо заниматься спортом. Политика нынче не такая.

Когда страной руководил Тодор Живков, много внимания уделяли спорту. Сейчас даже спортивные школы закрыли. Например, в моем городе нынче только открыли спортивную школу. Когда система сломана, его собрать и ставить на ногу очень трудно.

Раньше у спортсменов была общежитие, питание… Хоть чуть-чуть, но что-то было. Сейчас руководители страны хотят вернуться к той системе. Поэтому, так получилось, что борьба в Болгарии потеряла былую славу. Она сейчас находится в трудной ситуации. Хороших специалистов, тренеров не хватает. Если есть такие кадры, но они не хотят заниматься борьбой. Бизнес какой-то имеют, или что-то другое. Выбора большого нет.

Недавно я с моим тренером поехал в один город, проводить селекционную работу, набирать одаренных ребят. Он заметил одного, поэтому поехали вместе уговорить их родителей. Но его учитель, мальчика нам не отдал. Потому что, если она отпустить ученика, то её зарплата снижается. Вот такая у нас система. И воспитания почти нет. Все хотят играть только на компьютере. Чтобы вернуться в прошлое, надо время.

Борьба – нелегкий вид спорта. Чтобы достичь результата, надо очень много работать.

– Вижу, нынешний президент федерации борьбы Валентин Йорданов делает многое для развития борьбы в стране. Но вроде поддержки нет. Согласны со мной?

– Он очень многое делает. И хочет развивать борьбу в Болгарии. Но как говорится, «одна птица весну не приносит». Валентин сильно любит борьбу. Хочет помогать. Будем надеяться, что все будет нормально, потихоньку борьба поднимется.

Надо выиграть и соперника и судьей

– Радослав, вы участвовали в трёх Олимпиадах, являетесь бронзовым медалистом Пекинских игр-2008. Что такое для тебя Олимпиада?

– Олимпийские игры – это не чемпионат мира. Там совсем другая атмосфера. Нет таких соревнований в мире, по важности и по уровню как – Олимпиада. Очень высокая напряжение…

– А как вы сами себе даете оценку по выступлениям на Олимпийских играх. Достигли ли то, что могли?

– Первая Олимпиада в 2004 году — для меня была первым ответственным соревнованием по взрослым. Был молодым, неопытным. Можно было попасть в числе шестерых сильнейших. Просто допустил ошибку в схватке с китайцем. Боролись девять минут, очень трудная схватка была. Я выигрывал, но на последних секундах проиграл. Думаю, не хватило времени для хорошей подготовки.

На следующей Олимпиаде хорошо готовился. Последние пятнадцать дней до Игр мы были на сборах в Алуште, там я получил очень тяжелую травму — в ногах связки порвал. Так и боролся на Олимпиаде. Даже ходит не мог. Тренер хотел, чтоб я выступил на Олимпиаде, а федерация не хотела. Но, в последний момент все-таки решили, чтобы я поехал. Так, последние дни перед Играми не тренировался на ковре, а просто занимался на растягивание. Работал на тренажере. А до получения травмы, я очень хорошо себя чувствовал. Легко всех выигрывал. Ну, Олимпиада для меня не получилось.

Первую схватку с американцем Сехудо я мог выиграть. Первые два периода выигрывал, в конце допустил ошибку и проиграл. Потом даже не думал, что он выйдет в финал. Перед этим, на Киевском турнире у него со счётом 4:0, 6:0 выиграл. Вообще не почувствовал.

Я тогда даже с трудом ходил, медики перевязали ногу, ставили укол, но это не помогало. Нога очень сильно болела.

После проигрыша настроение упала, и чтобы как-то успокоиться, пошел посмотреть олимпийскую деревню. Купил себе виски и как только открыл, подбегает тренер и говорить, что американец вышел в финал.

– Давай, быстрей! Соревнования продолжаются. Готовься! – тренер суетился, обиделся, что я раньше времени сдался. Но он специально делал это, чтоб разозлить меня.

– Давай, разминайся! – все твердил он. Очень сильно хотел, чтоб я наверстал упущенное. Ведь он знал мои возможности, что я могу выиграть у грузина и азербайджанца.

– Эта медаль хоть и бронзовая, но очень многое значит, – говорил тренер.

Все-таки он успел меня настроить на следующие схватки. Я удивился к такому повороту событий, хорошо, что настроился на схватку. Когда выиграл у грузина Гочашвили и вышел на схватку за бронзовую медаль против азербайджанца Севдимова. Перед схваткой подошли мне азербайджанцы и хотели что-то предлагать. Но, мы не стали слушать их и настроились на борьбу.

– Учти, наверное, они подкупили судьей, они будут работать против тебя, ты должен быть на голову выше, чем они. Надо, во что бы не стало, выиграть эту схватку, – настраивал тренер.

Я вышел на ковёр, первый период проиграл. В перерыве тренер говорить: “Надо бороться, всех, и противника, и судей надо выиграть!” В этот момент во мне что-то проснулась, и я выиграл схватку. Хорошо, что завоевал олимпийскую медаль.

А в Лондоне-2012 тоже в хорошей форме был. Но, судьи помешали мне завоевать медаль.

На Олимпиаде многое зависит от судьи

– Вот, я смотрел вашу схватку с японцем, почему в конце первого периода вашему противнику дали балл? Я не понял…

– Ну, там два раза японцу дали баллы, которые он не заработал. И во-втором периоде, он первым вышел за пределы ковра. Он мне проход в ноги сделал и взял балл. Потом я тоже самое сделал и сравнял счет. Смотрю на табло, счет 1:1. А фишки там не было. Оказывается, через тридцать секунд, когда я сравнял счёт, она появилась. А зачем, никто не знает. Я думал, что выигрываю. Вижу, противник тоже в недоумении, думает, проигрывает и хочет атаковать. Я не давал ему захвата. Осталось десять секунд. Это время тренера ему что-то сказали, и он вдруг перестал атаковать. Думаю, японец сломался. А мой тренер кричит, что я проигрываю, я не понял ничего, сразу кинули челлендж (кубик) для рассмотрения спорного момента. Судьи вообще не обращали на это, бросили кубик обратно. Потом я разозлился, вышел на ковер и сразу взял балл. Потом он прошел в ноги, я на зоне стоял, голову отключил, вообще я не заступил за ковёр. Ему дают балл. Вот так, 1:1 проиграл и второй период. Я балл не отдал, а ему дали.

Это еще цветочки, а вот с Хинчегашвили меня явно засудили. Если взять объективно, я выигрывал схватку со счетом 4:1, но меня засудили.

– Как считаешь, почему так?

– Ну, на Олимпиаде я только понял, что это вообще совсем другие соревнования. Все не так, как на чемпионате мира. Здесь появляются большие интересы. Как хотят, так и могут делать. Жаль.

– Вы много раз боролись с известными российскими борцами, боролись с Бесиком Кудуховым, четырехкратным чемпионом мира и двукратным олимпийским призёром. Вспомни, пожалуйста, сколько раз вы встретились с ним на ковре?

– Да, он хорошим другом был. Я у него гостил, хотя были соперниками на ковре, а в жизни были в хороших отношениях. Талантливый борец, хороший человек. Два раза мне приходилось бороться с ним, на чемпионате мира выиграл я, а на чемпионате Европы в Болгарии – Бесик. Счёт очных встреч – 1:1.

Витя должен завоевать олимпийскую медаль

– Радослав, в Якутии вы часто приезжаете, как вам наша республика?

– Мне очень нравится здесь. Очень гостеприимный народ. Очень тепло принимают. Здесь и хорошие, сильные борцы. Можно с ними тренироваться, хорошие спарринг-партнёры. Был в Намском, Горном, Томпонском улусах. Очень красивая природа…

– Вы близкий друг нашего известного борца Виктора Лебедева. Что скажете про него, какой у него шанс попадания на Олимпиаде-2016?

– У Виктора есть большой шанс бороться на Олимпийских играх и выиграть медаль. Он должен это сделать! Слышал, что в Якутии после Павла Пинигина еще не было олимпийской золотой медали. Витя должен завоевать олимпийскую медаль. Здесь в Якутии очень много болельщиков, народ ждёт от него только успеха.

Виктор очень любить свою республику и свой народ. Я думаю, что он настроен на победу. Сейчас лицензию взял, и он медаль заберет тоже. В этом году надо хорошенько подготовиться, не надо расслабляться. На чемпионате России надо хорошо побороться, чтоб на Олимпиаде свою медаль взять.

– В успехе Виктора Лебедева есть и ваша заслуга. Вы близкие друзья, спарринг-партнёры. Виктор был у вас в Болгарии, вы гостили его родном улусе…

– Да, перед чемпионатом России я тоже приезжал в Якутск, мы вместе тренировались. Сколько мог я ему помогал. Хорошо подготовился и на чемпионате России, доказал, что является сильнейшим борцом страны. Надеюсь, что в следующем году тоже успешно выступить.

– А что вы скажете про наш спортивный комплекс «Триумф»?

– После Лондонской Олимпиады я был здесь, в этом зале, наверное, это был первый международный турнир. Ну, спорткомплекс очень хороший. Все четко сделано. Условия очень хорошие. Стадион рядом. Все что хочешь, можешь делать, фитнес, дорожка… Только надо желание тренироваться. Есть много ребят, которые хотят достичь высоких результатов. Думаю, что ваша республика выбрала правильный путь развития. Все еще впереди.

Буду работать тренером

– Радослав, кроме борьбы вы, чем занимаетесь? Как проводите свободное время? Какое учебное заведение закончили?

– Я закончил университет, по специальности тренер.

– Вам уже 32, когда закончите выступать, чем намерены заняться?

– В этой жизни я понимаю и умею только одну борьбу. Другое меня не интересует. От борьбы получаю удовольствие, борьба — моя жизнь. Наверное, буду тренировать борцов. Знаю, трудная работа, но стоит, когда своего воспитанника выводишь в чемпионы.

– Пожалуйста, расскажи про семейную жизнь…

– Женат, имею двух детей. Оба мальчика. Трехлетний Симеон и пятилетний Радослав.

Когда они подрастут, наверное, дадите в борьбу?

– Они уже дома борятся постоянно.

Мы будем следить за ними. Когда начнете работать тренером, наверное, в первую очередь будете тренировать своих сыновей, чтоб они продолжили и достигли того, чего вы сами не добились. Чтоб, становились олимпийскими чемпионами.

– Про сыновей говорить рано. А у меня еще хоть чуть-чуть, но шансы есть участвовать на следующие Олимпийские игры.

– Как обычно, в конце нашей беседы мы сфотографировались на память, и я взял автограф в своем тетради, где зафиксированы все результаты Радослава Великова аж на две страницы. Посмотрев это, он удивился, но меня затронуло то, что Радослав помнить все свои результаты. Когда, с кем и как отборолся. И я еще раз убедился, что он — большой Мастер ковра.

Петр ПАВЛОВ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

218130
Бүгүн : 290