История

Энергия коллективного разума педагога-организатора А.С. Шадрина

Изучена инициативная, инновационная деятельность, творческая активность, креативное мышление сельского директора школы-интерната спортивного профиля Шадрина А.С. в 60-70 гг. XX в, приведших к коллективному мышлению педагогического коллектива и выдающимся результатам в спорте.

В знаменитой на всю страну детско-юношеской школе-интернате в селе Чурапча Республики Саха (Якутия) воспитывались 448 борцов вольного стиля. Из них вышли 175 мастеров спорта СССР, 12 мастеров спорта международного класса, 4 заслуженных мастера спорта СССР. 265 воспитанников получили высшее образование, 18 – звания заслуженных работников Республики Саха (Якутия), среди них есть и заслуженные работники России, Украины и СССР.

Ученики этой школы: Роман Дмитриев в 1972 году, Павел Пинигин в 1976 г. становились победителями олимпийских игр, Роман Дмитриев, Александр Иванов в 1976 г. стали серебряными призерами олимпийских игр. Столичные газеты того времени много писали о Чурапче, о том, что это село прославила не только Якутию, но и всю нашу страну во всём мире. Что выдвигает опыт работы директора школы Шадрина А.С. как пример для подготовки специалистов-руководителей педагогическим коллективом.

Во многих исследованиях последних лет поднимается проблема резкого перехода на ещё не проверенные практическим опытом теории по воспитанию и обучению школьников в образовательных организациях страны. Среди них одним из ключевых становится вопрос управления педагогическим коллективом, а также связь коллектива с общественным развитием, вопросы социально-исторической обусловленности педагогических идей образования на развитие современного общества (Акжаркенова Л.Г. (1990), Неустроев Н.Д. (1999), Земляков А.Е. (2000), Кумарин В.В. (2004), Федоров Н.В. (2006), Алексеева Г.И. (2009), Усманова С.А. (2016), Маслова Н.В. (2017) и др. Научная новизна исследования основано на поиске лучших практик работы управленцев, работавших в сочетании с государственной политикой образования и добившихся результативности в своей деятельности.

Цель статьи: приумножить историографию педагогической науки с опытом работы, неоценимыми человеческими качествами, творческим и креативным мышлением, коллективным разумом выдающегося директора школы-интерната спортивного профиля Шадрина Алексея Спиридоновича.

Методология и методы исследования

Методологической базой исследования выступает сравнительно-исторический и логический методы для реконструкции исследуемого явления взаимосвязи педагогической науки и практики на основе теоретического анализа научной, публицистической и мемуарной литературы и сопоставительного анализа практического опыта, раскрывающего деятельность личности педагога.

В работе использован также комплексный метод изучения исторических персоналий [24] для реконструкции психологического портрета личности, включающий в себя биографический анализ с целью воссоздания прошлого политического времени и проведения событийного анализа жизненного пути педагога, выделения факторов, повлиявших на его становление как директора-реформатора, географического места работы на всем протяжении его биографии (ближайшего окружения – жены и сына), выделения кризисных моментов в жизни личности, характеризующих переход с одного места работы на другую, воспоминания современников педагога для отражения различных аспектов его личности: особенностей характера, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер, эпистолярное наследие как источника, отражающие особенности его внутреннего мира, его жизненную позицию, установки и идеалы, которые привели его к феноменальным результатам в труде. Использовали также метод экспертной оценки, проверки правильности выдвинутой системы понятий о личности Шадрина.

Основная часть

Нами исследована творческая деятельность директора сельской ДЮСШ-интернат Шадрина А.С. в Республике Саха (Якутия) – инициатора и организатора этой школы, человека высочайшей культуры и творческого созидания, создавшего максимально возможные условия для достижения высших результатов педагогическим коллективом школы-интерната. Как он убедил всех своей идеей достижения высших результатов в спорте, что привело людей к одержимым стремлениям показать итоги своей работы населению республики. Именно моральная поддержка населения могла стать фундаментом творческого созидания педагогического коллектива.

По воспоминаниям ветеранов педагогики, да и мы помним Алексея Спиридоновича Шадрина, как рослого, крепкого телосложения, немного сутуловатого, широко шагающим, с умными внимательными глазами, говорящего не торопливо и тихо, но по сути дела, мужиковатого, не многословного с густым мужским голосом человека. От его взгляда, конституции, движения исходила надежность и доверие. Педагоги, которые работали с ним и члены его семьи вспоминают, что ни разу не видели его сердитым, громко ругающимся, при этом умел своим видом, еле заметной мимикой, взглядом, оттенком голоса внушить детям, ученикам, коллегам своё отношение к тому или иному поведению, поступку или решению.

В то же время он не был скромным и тихим. Об этом свидетельствуют его спортивные успехи: волевой, настойчивый и устремленный на результат. В 1946 г. среди сельских лыжников Якутии А.С. Шадрин был чемпионом на 30 км, был призёром республиканской спартакиады по метанию копья. При этом никогда не проявлял свои физические возможности без надобности, не стремился их демонстрировать принародно. В поиске нового человека Эрих Фромм о таких людях писал так: «Власть по принципу бытия основывается не только на том, что какой-то индивид компетентен выполнять определенные социальные функции, но в равной мере и на самой сущности личности, достигшей высокой ступени развития и интеграции. Такие личности “излучают” власть, и им не нужно приказывать, угрожать и подкупать. Это высокоразвитые индивиды, самый облик которых – гораздо больше, чем их слова и дела – говорит о том, чем может стать человек. Именно такими были великие Учители человечества; подобных индивидов, хотя и достигших не столь высокой ступени совершенства, можно найти на всех уровнях образования и среди представителей самых разных культур. Все это имеет прямое отношение к проблеме воспитания. Если бы родители сами были более развитыми и последовательными людьми, то вряд ли существовала бы противоположность авторитарного и демократического подходов к воспитанию. Нуждаясь в авторитете, осуществляющем свою власть по принципу бытия, ребенок реагирует на него с величайшей готовностью; с другой стороны, он восстает против давления или пренебрежительного отношения со стороны людей, чье собственное поведение свидетельствует о том, что сами они в свое время не утруждали себя усилиями, которых требуют теперь от подрастающего ребенка».

После окончания в 1948 г. Чурапчинского педагогического училища Шадрин уехал работать учителем школы долган Красноярского края. В 1951 г. получил диплом географического факультета Ленинградского университета и стал работать директором Бердигестяхской школы Горного района Якутской АССР. В 1957 г. в качестве директора открывает школу-интернат в с. Кюсюр Булунского района. Как руководитель учебного заведения много строил, ибо на севере учебной базы крайне не хватало. Все строительные материалы на севере были завозимыми. Приходилось круглогодично искать и находить тех, кто мог бы помочь, привести, доставить и строить. Педагогический коллектив и школьники отмечали его честность и справедливость, был очень внимательным к жизни школы-интерната, особенно к ученикам из далеких окраин. Ввел самоуправление школьников в вопросах учебы, летнего отдыха, общественно полезной работы для нужд школы. К недобросовестно относящимся работникам школы-интерната относился строго, что очень нравилась воспитанникам. После учебного года детей отправлял в лагерь «Юннат» близ г. Якутска, где ребята два сезона занимались животноводством, овощеводством, цветоводством, птицеводством.

По воспоминаниям его супруги, Ирины Степановны, он подружился с командирами военной части, расположенных в п. Тикси. Часто приезжали туда генералы из Москвы, всех их знал и дружил с ними. Они часто помогали Кюсюрской школе, ездил даже в Москву к ним за необходимыми для школы инвентарями и оборудованиями. В эти же годы добился получения земли по покровскому тракту г. Якутска для школ Булунского района и общими усилиями детей, учителей построил в 10 км лагерь для летнего отдыха детей. Кюсюрцы очень уважали его, прозвали «директором-трактором» и «Якутским Макаренко». Его бурную деятельность в Кюсюре заметил первый секретарь областного комитета партии Семен Захарович Борисов, предложивший должность министра образования республики. Алексей Спиридонович рассказал супруге о разговоре с первым секретарем, а Ирина Степановна рассудила эту ситуацию так: «ты слишком молод для такой работы». Видимо он согласился с мнением своей жены, а Семену Захаровичу предложил рассмотреть кандидатуру Шарина Николая Ивановича, кто в последствии стал самым результативным министром системы образования республики и авторитетным представителем якутской интеллигенции. Итоги работы Шарина были внушительны: качество учёбы школьников Якутии входили в пятёрку среди республик СССР, что доказывает Алексея Спиридоновича как педагога, умеющего видеть в людях их способности и возможности.

В 1963 г. из-за неправильного лечения заболела жена Алексея Спиридоновича Ирина Степановна, которая училась в аспирантуре МГУ. Жирков Семен Ильич, знавший ситуацию семьи, пригласил Шадрина в с. Чурапчу, уступив свою должность директора школы-интерната. А сам стал работать завучем. Шадрин вынужден был осенью уехать из Кюсюра. Кюсюрцы провожали своего уважаемого директора школы всем селом, и стар и млад поднялись на теплоход, говорили добрые слова, благодарили за детей, хотели как можно дольше с ним ещё посидеть, поговорить. Из-за множества провожающих теплоход задержался от расписания на два часа. Когда наконец теплоход отплыл от берега, то моторные лодки сопровождали теплоход до поворота реки.

Прежде чем говорить о деятельности Алексея Спиридоновича Шадрина в Чурапче, следует нам проанализировать ситуацию послевоенного времени в стране и задачи партии и правительства тех лет. Так, 14-25 февраля 1956 г., работавший XX съезд КПСС во многом изменил общественную атмосферу в стране и называлась она «оттепелью». Под этой политикой связывали борьбу с культом личности Сталина и началом общественного возрождения. Возрождалась творческая работа научной и художественной интеллигенции. Во второй половине 1950-х гг. ставилась задача ускоренного повышения жизненного уровня населения. На XXI съезде партии в 1959 г. было заявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР и переходу к развернутому строительству коммунизма. В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята третья Программа партии, где целью всей её деятельности провозглашалась строительство коммунизма. В этой программе предлагалось воспитать человека коммунистического труда. Помочь этому был призван «Моральный кодекс строителя коммунизма». При этом, необходимо отметить, что административные реформы коснулись и сельские поселения упразднением райкомов, передачей их функций парторганизациям предприятий и организаций. Эти политические и партийные процессы ударили по былой административно-командной системе управления, переходя к административно-хозяйственному методу управления народным хозяйством. Всё это конечно отразилось в работе каждого руководителя организации, а для директоров школ и учебных заведений страны эти преобразования касались непосредственно.

На XX съезде коммунисты, знавшие результаты труда А.С. Макаренко, подняли вопрос воспитания детей, ибо много было вдов, не хватало рабочих рук на фабриках и заводах, крестьянских хозяйствах. Все были заняты восстановлением народного хозяйства после войны, поэтому значительная часть детей оказалось предоставленной самой себе и это нередко вело к плохим последствиям, процветал бандитизм, преступный мир забирал беспризорников и молодежь. Решили приступить к строительству школ-интернатов, расположив их в пригородах, в дачных местах, в благородных для здоровья лесных массивах. Дети должны были поступать в эти школы-интернаты на постоянное пребывание, а родители могут встречаться с ними в праздничные, каникулярные или вне учебного времени. В такие школы должны были подобраны хорошие воспитатели, отвечающие высокому призванию быть инженерами душ подрастающих поколений. Выполняя решение съезда партии Правительство Якутской АССР, на базе педагогического училища, которая работала с 1934 г. на возвышенной окраине с. Чурапча, у большого озера, среди березовой рощи, в 1957-58 учебном году открывает школу-интернат для начальных классов. К открытию школы-интерната воспитывались 125 детей, работали 22 педагога, среди них были лучшие воспитатели района, 28 обслуживающего персонала.

Алексей Спиридонович Шадрин директором этой школы-интерната стал работать с 1 декабря 1963 г. по 1966-67 учебный год и с 1971-72 учебного года до августа 1977 г. Сразу по приезду Алексей Спиридонович пригласил тренера общественника Дмитрия Петровича Коркина в школу-интернат воспитателем, поселил его в свой дом. Позже открыли секцию вольной борьбы для воспитанников интерната и Д.П. Коркин стал тренировать детей. По воспоминаниям Ирины Степановны, Коркин не любил заниматься хозяйством, выступать перед солидной публикой, договариваться с начальством, принимать участие на сборищах мужчин с байками и прибаутками, застольях с обильной едой и выпивкой, без чего иногда нельзя было решать насущные вопросы хозяйства, поэтому всё это ложилось на плечи Шадрина. Этому мнению есть подтверждение.

Председателем спорткомитета республики в то время работал преданный коммунист, трибун Семен Иванович Алексеев и он на наш вопрос «Как Вы работали с Коркиным?» ответил: «А он ко мне не ходил, все вопросы решал Шадрин». Шадрин знал педагогические способности и возможности Д.П. Коркина, своего коллегу по учебе в Ленинграде. Поэтому основой его созидательного труда стало: создать условия для полноценной работы человеку, который претендует проявить выдающиеся педагогические способности. На наш взгляд не может быть цели благороднее этого для руководителя любого ранга, который работает ради процветания своего родного народа, ради своей республики, ради своей партии и страны. С первых дней работы в школе-интернате он поставил себе цель, которая стала целью всего педагогического коллектива: показать способности и возможности детей через спорт. Это видно по содержанию его поступков в качестве директора школы-интерната. По инициативе Шадрина и Коркина, при поддержке министра образования Н.И. Шарина, на базе Чурапчинской средней школы им. Е.И. Курашова и школы-интерната им. С.А. Новгородова в 1964 году открылась на общественных началах Чурапчинская детская спортивная школа.

Первым тренером по вольной борьбе был Дмитрий Петрович Коркин. С 1967 г. ЧДСШ расширилась до трёх видов спорта. А через два года в 1966-67 учебном году, по предложению и обоснованию Шадрина А.С. министр образования республики Шарин Н. И. принимает решение об открытии детско-юношеской спортивной школы на базе школы-интернат, вместо спортивной школы, работавшей тогда на общественных началах. Школа имела штатные единицы в двух отделениях: вольной борьбы и настольного тенниса. С 1972-73 учебного года опять же по настоянию А.С. Шадрина перед министерством образования республики ДЮСШ-интернат превратился в специализированную спортивную школу с правом набора детей со всей республики с 6 по 10 класс. Комплектовано было 8 классов только по вольной борьбе. В годы работы А.С. Шадрина в качестве директора, по воспоминаниям в основном К.С. Постникова, направления работы с педагогическим коллективом школы-интерната были таковыми: 1. Школа-интернат носил имя первого лингвиста-ученого Якутии Семена Андреевича Новгородова. С приходом А.С. Шадрина каждый год в день рождения ученого стали проводиться праздники в честь лингвиста, куда приглашали представителей других школ, руководителей района, шефствующие организации, представителей системы образования из города Якутска. Для этого мероприятия в школе в течение года проводились различные конкурсы на творческие поделки детей по шитью, столярному делу, рисованию и т.д. 13 февраля лучшие работы, в том числе и лучшие воспитатели, учителя, технические работники награждались различными подарками, благодарственными письменами дирекции школы, министерства образования, шефов. Следовательно, директор этим масштабным для одной школы мероприятием добился, во-первых, понятия «творческая активность» как характеристика деятельности, и «творческая активная личность» как характеристика личности».

Во-вторых, по нашим сегодняшним понятиям это мероприятие было отменным пиар-ходом в системе образовательных школ республики:

1. Мероприятие имело воспитательную цель: почитание одного из первых интеллигентов народа, что пробуждал в детях, учителях и технических работниках чувство патриотизма, причастности каждого к общему делу, к развитию.

2. Школа-интернат, где воспитывались в большинстве своём неотличники учебы, каким-то образом должен был привлечь внимание общественности, руководство района, республики, ибо внимание стоит содействия в работе со стороны вышестоящих организаций. В наше время PR в образовательных организациях начал применяться с начала нового тысячелетия, как организация общественного мнения и повышения репутации, которые решают различные материальные выгоды. Необходимо при этом заметить, что в те времена понятия PR не было.

Общественность нашего времени жалуется на то, что дети перестали работать ни в школе, ни дома, что это становится проблемой общества. Может быть и так, а может быть и то, что будущее общество готовится к сплошному интеллектуальному труду? Умственный труд – тоже труд, в большинстве жизненных ситуаций современного времени более результативный, чем физический. Но, в те исторические времена, которое мы исследуем, трудовое воспитание основывалось на политике основателей коммунистической партии. Популярным было сочинение Ф. Энгельса о роли физического труда. Мы, старшее поколение педагогов, всё же соглашаемся с его утверждением о труде вообще, что труд создал человека.

Вероятно, основываясь на этой гипотезе основателей своей партии и практическому опыту работы своего кумира Антона Семёновича Макаренко, Алексей Спиридонович Шадрин убедил всех работать во благо школы-интерната, т. е. для благополучия школы и её коллектива. Было даже выделено время для производительного труда: заготовка дров, благоустройство территории, уборка мусора, ремонт своей комнаты, работа в столярном цехе, дежурство в столовой и т. д.

3.  В то время сложно представить избыток материалов и финансовых средств для полноценной работы общеобразовательных школ, особенно на северных окраинах страны. Алексей Спиридонович сумел решить и этот вопрос. По постановлению Правительства республики шефство над школой-интернатом взяло промышленное предприятие «Якутстрой». Можно только представить, какие дипломатические способности проявил Шадрин, чтобы получить согласие руководителей республики и единственного в республике мощного треста – быть шефом сельской школы, убедить руководителей треста приехать по бездорожью в глубинку села и ознакомиться с творческими планами коллектива школы, поверить в осуществление намеченных планов. В итоге встречи был подписан договор, где трест обязался оказать содействие в укреплении материальной базы школы. Шефы многое передали бесплатно: 2 трактора ДТ-54, грузовые автомашины ЗИЛ и ГАЗ, пилы «Дружба», столярные электрооборудования, различные строительные материалы и т. д.

Школа-интернат обязался готовить будущих строителей, обеспечить концертами, различными мероприятиями предприятия треста в праздничные дни, что также служил большим стимулом в развитии социальной культуры всего педагогического коллектива школы-интерната. Для достижения поставленной цели директор сумел привлечь на время тяжелую технику, автомашины сельскохозяйственных организаций района для заготовки строительного материала. В итоге усилиями педагогического коллектива были построены спортивный зал размером 24х14 м, высотой 5,5 м. В этих работах принимали участие школьники всех возрастов. В следующем году был построен пристрой к спортзалу. На первом этаже нового здания были размещены самодельные тренажеры, придуманные Д. П. Коркиным, на втором этаже – зал общей физической подготовки. Таким же образом силами педагогического коллектива и учащихся были построены гараж, различные подсобные здания для нужд школы.

В 60-70-х годах все здания сельских школ отеплялись печами. Не было исключением и здание детско-юношеской спортивной школы-интерната в Чурапче. От нехватки тепла в помещениях дети часто простужались, заболевали, что затрудняло процесс образования и спортивной тренировки. Печное отепление для больших зданий как школа сокращал срок службы здания, точка росы под домом и в фундаменте здания способствовала образованию грибковых заболеваний, что сказывалось также и на здоровье школьников, учителей, технических работников. Научные исследования о состоянии здоровья школьников, живущих в экстремальных условиях севера, свидетельствуют о необходимости всестороннего обеспечения комфортными условиями детей подросткового возраста. Ибо, «в возрасте 14-15 лет адаптационное напряжение наиболее выражено. Об этом свидетельствует заметное снижение психосоматического здоровья. Распространенность наиболее характерных заболеваний для обследуемой популяции достигает максимальной величины: распространенность туберкулезной инфицированности достигает 57,7%; заболеваний органов дыхания – 37,4%; органов зрения – 61,5%; нервной системы – 19,5%; опорно-двигательной системы – 46,2%; сердечно-сосудистой системы – 11,5%. В этом возрасте чаще встречаются личности с высокой тревожностью (56,5%) и высоким нейротизмом (57,1%), чем в начальных классах. Таким образом, длительное влияние экстремальных факторов затрудняет биологическую и социально-психологическую адаптацию».

Для отепления зданий системой водяного отепления требовалось много специального оборудования, знаний и умений, но и они были решены благодаря целеустремленности А.С. Шадрина, его умению правильно, по-хозяйски грамотно, без шума и давления со стороны высшего руководства ставить вопросы перед шефами и привлеченными специалистами из города. Сегодня мы можем только констатировать, что с ослабленным здоровьем юноши не смогли бы показать такие высокие результаты в спорте высших достижений. Шадрин, будучи преданным членом коммунистической партии и искренне верящим в строительство справедливого общества, решения съездов партии воспринимал как свою личную задачу. Со своей мотивацией он стал директором-реформатором, стремящимся выполнить решения государства как можно лучше.

Алексей Спиридонович, судя по его работе, был способным ясно представлять итоги своих реформ, знающим возможности своих кадров и максимально создающим благоприятные условия для достижения ими поставленной цели. Для этого он имел неоценимые для руководителя качества: превыше всего ставить достижение цели педагогическим коллективом; выделять педагогические способности и возможности отдельных членов коллектива, уметь собрать людей, руководителей, общественность вокруг этой личности, что привело к коллективному решению вопросов, руководимой им организации; ровное и справедливое отношение ко всем, независимо от занимаемой должности и статуса; умение работать с людьми методом содействия их работе, что намного выгоднее командного, приказного метода управления; умение обосновать и убеждать перед вышестоящим руководством методологию достижения цели; находить среди организаций республики партнеров, которые оказали бы содействие при достижении поставленной цели.

Исследователи в своих педагогических трудах отмечают, что в 70-х годах прошлого столетия появилась новая концепция – научная организация педагогического труда (НОПТ). Она сегодня является непременным условием воспитания организованной творческой личности. Главным показателем НОПТ становится максимальная экономия и эффективное использование времени. Школа-интернат под руководством Шадрина А.С. добилась триумфальных успехов в спорте высших достижений за каких-то 20 лет работы, что доказывает эффективность работы. В эту эффективность входят и принципы НОПТ: организация действия; измерения и назначения, что было присуще деятельности директора.

Нам остается всего лишь отметить, что деятельность директора Шадрина А.С. всецело отвечала требованиям современной научной организации труда. Он был всегда уравновешенным. Например, спортивный мир всегда финансировался по остаточному принципу, ибо все федерации по спорту работали и работают на общественных началах. Бюджетных денег никогда не хватало, деньги от спонсоров были ожидаемы долгими неделями, иногда месяцами, а поступали они неожиданно. Поэтому приходилось планировать какие-то мероприятия в срочном порядке. Например, получивший телеграмму тренер Д.П. Коркин заходил на совещание педагогического совета школы-интерната, которое обычно проводилось к концу рабочего дня, и передавал внушительный список спортсменов, которые утром должны были улететь из Якутска на юг или на запад на учебно-тренировочные сборы. Педагогическому коллективу приходилось готовить «домашние» задания ученикам до глубокой ночи. Видимо об этом и говорил Уинстон Черчилль: «Ничем так не завоюешь авторитета, как спокойствием». Им организованная слаженная работа педагогического коллектива привела к успеху в учебе, активному участию делу школы учеников, технических работников, учителей. Американские исследователи эту систему работы школы доказали только 80-х годах прошлого столетия: «эффективное руководство школой, приобретение базовых навыков; упорядоченная базовая среда, большие требования, предъявляемые к успеваемости; частая оценка работы, проделанной учащимися».

Легко сказать, про эффективность, упорядоченность, оценку, многие руководители с огромным желанием работать, чего-то добиться, улучшить, приложив огромное усилие не могут достичь желаемых результатов. Почему? Ответ мы находим в философии Бердяева: «Принудительная необходимость всегда есть обратная сторона внутреннего хаоса и анархии… Подлинная свобода есть выражение космического (в противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической гармонии, внутренней соединенности всех её частей». Вот какого уровня добился Шадрин А.С. Успешная работа, уважение людей дали ему веру в свою силу, в свои способности и возможности. Вероятно, именно в годы работы на севере Якутии Алексей Спиридонович Шадрин достиг устойчивого психофизиологического уровня индивидуального развития, которая определяет поведение человека в течение всей его жизни. Психологи говорят про это так: «… происходит и вычленение индивида как «самого себя» из внешнего мира, т.е. только в тот момент, когда достигается определенный уровень обобщения самих предметно-содержательных характеристик индивидуальности. По-видимому, в этот же момент формальные свойства индивидуальности достигают максимальной стабилизации, что позволяет индивиду сохраняться самим собой, а не растворяться в многообразии содержательного мира».

Алексей Спиридонович вышел из формальности своего «Я», отказавшись от выпячивания своей индивидуальности, на более высокий уровень – уровень коллективного разума. Коллективный разум – вершина социального взаимодействия, когда все вопросы решаются сообща, советом. В человеческом обществе не мало примеров коллективного разума. У японцев, например, в младших классах общеобразовательной школы образованию придается не столь большое внимание, как воспитанию уважительного, толерантного отношения к друг другу, коллективу школы. В итоге «в японском обществе люди в первую очередь ориентируются на интересы своей группы и уделяют групповой гармонии больше внимания, чем индивидуальным устремлениям». В итоге такого воспитания результатами достижений японцев в области технологий пользуется весь мир.  Американские ученые на факторном анализе экспериментально доказали, что индивидуальный уровень интеллекта IG слабо связаны с результативностью группы (корреляция не более 18%). Результативность экспериментальных групп на основе факторной статистики показала, что в 40-50% случаях, успешность выполнения заданий предопределили коллективные действия групп.

А.С. Шадрин, как творчески управляющий руководитель, усложнял работу педагогического коллектива, которые становились предметом обсуждения способа достижения поставленной цели, вопросы заготовки, проектирования, конструирования, производства школьниками каких-то материалов для строительства и управления их функционированием, что требовал новых знаний, навыков, инструментов, наконец. Его решения по тому или иному вопросу были выбранным способом действия из имеющихся альтернативных возможностей. Кто-то мог не соглашаться, кто-то мог предложить другую версию, ибо решение руководителя предполагает воздействие на поведение персонала. Но педагогический коллектив в целом воспринимал его решения и выполнял его поручения, которые выходили за рамки обязанностей учителей, всего персонала школы. Мы сегодня можем лишь теоретически рассуждать на основе научных исследований о системном подходе в управлении и системном мышлении руководителя, который умел находить метод решения управленческих задач и правильно ставить вопросы перед коллективом.

Обсуждая вопросы системного управления школой-интернатом, мы приходим к мысли, что Алексей Спиридонович был незаурядным человеком, способным рассматривать школу-интернат как единое целое, умел видеть в целом происходящее в школе, ибо понимал истинные причины происходящего. Его искреннее желание улучшить положение дел в системе образования воспринимался руководством, коллективом и всеми, кто помогал ему, позитивно. Благодаря своим неоценимым качествам человека и педагога – руководителя А.С. Шадрин стал генератором Чурапчинской ДЮСШ, которая добилась триумфальных побед на мировой арене. К 1970 году, к 100-летию Владимира Ильича Ленина, результат работы педагогического коллектива детско-юношеской спортивной школы был внушительным.

Было подготовлено 23 кандидата в мастера спорта СССР по вольной борьбе, шашкам, лыжам, стрельбе из лука, 10 мастеров спорта Якутской АССР по борьбе хапсагай и национальным прыжкам. Чемпионами и победителями СССР по вольной борьбе среди школьников и молодежи стали 49 воспитанников, 34 стали победителями международных соревнований вплоть до первенства мира среди юношей, среди молодежи и взрослых. Воспитанники школы принесли четыре медали победителей олимпийских игр. Отличниками физической культуры стали 5 спортивных работников, Почетными членами ДСО «Урожай» РСФСР стали 13 человек. За большие успехи школа была награждена памятным Красным Знаменем Якутской ОК КПСС, Совета Министров ЯАССР и ЯКСПС. За плодотворную работу по воспитанию детей школа также была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, памятным вымпелом УК ВЛКСМ, грамотой ВДНХ СССР и многими другими наградами.

Председатель Международной Конференции по сложным системам и главный редактор InterJournal в докладе «NBIC о конвергенции наук» говорил: «Общество миллиардов людей, объединённых в сеть (a networked society), может быть таким же сложным по сравнению с отдельным индивидом, как и человек в сравнении с отдельно взятой нервной клеткой. … Начиная местными группами объединённых усовершенствованных индивидов и заканчивая глобальным коллективным разумом, нано-био-инфо-когнотехнологии и их взаимосвязь приведут к появлению важных новых способностей…

Благодаря подобному объединённому в сеть обществу может появиться возможность исследовать новые пути развития социальных структур в постоянно усложняющихся системах». Если судить о наших делах в развитии технологий в воспитании и образовании подрастающего поколения, есть мнение, что нам в настоящее время не тягаться с американскими и английскими университетами по цитируемости в рейтинговых журналах, что косвенно подчеркивает уровень системы образования России. Наши исследования также подтверждают не высокий уровень подготовки квалифицированных специалистов на территории Республики Саха (Якутия), кроме единичных качественных достижений в системе образования региона. Только единицы из нас способны генерировать более высокий уровень коллективного разума, на основе которого мы добиваемся существенных успехов в своей жизни. Следовательно, будущее человечества, возможно, в массовом развитии коллективного разума, что доведет нас до истинного разума природы, к чему может способствовать опыт работы Шадрина А.С.

Заключение

В течение ста лет нас ожидают: квантовая революция, информационный взрыв, намного больший чем сейчас, виртуальные образы, бессмертие человека, мир роботов, телекинез, объединение человечества в коллективный разум и т. п. достижения третьего уровня технической революции. Реальность этих прогнозов оправдывает сегодняшнее бурное развитие прогрессивных технологий в жизни одного поколения людей. Совершенно правы те представители педагогической науки, которые призывают искать новые, эффективные пути развития системы образования в России. Сегодня актуально то, что «в современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие гражданского общества. Накопление человеческого капитала создает потенциал устойчивого экономического развития в мире, стране, регионе, способствует повышению качества жизни общества в целом и каждого человека в отдельности».

Такой передовой инновационный уровень системы образования нашего времени на основе коллективного разума достигнут благодаря опыту таких передовых педагогических коллективов, каким руководил А.С. Шадрин в 60-70-х XX века. Эта категория закреплена в законе об образовании пунктом 3 статьи 20: «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организации, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями», что было исполнено в полной мере педагогическим коллективом школы-интерната.

Каждый регион страны в советский период развития ждал директивы из центра, а в новое время необходимо каждому региону, учебному заведению искать, находить, воспитать, обучить и дать путевку в современный, конкурентный мир компетентного человека. Ибо, «условия динамично меняющегося глобального мира приводят к тому, что современному человеку необходимы критическое мышление, творческое воображение, междисциплинарные знания, опыт и креативная готовность к решению проблем для того, чтобы понять и адекватно отреагировать на возникающие ситуации».

Судя по его активной деятельности, А. С. Шадрин без сомнения обладал критическим мышлением, что в наше время с подачи американских ученых стал технологией развития. Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет педагогу оценить собственную деятельность с другими работами, методами, достижениями, что приводит его к инновационным методам работы. «Креативность – понятие относительно новое и не устоявшееся в науке. В зависимости от психологического направления под ним понимается либо деятельность по созданию чего-то нового, оригинального; либо характерологическое качество личности; либо процесс или комплекс когнитивных и личностных особенностей индивида, способствующих в психологическом смысле становлению творчества. Отличие состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека».

Не только креативность и творчество необходимы современному человеку, оказывается, культура субъектов образовательного процесса обеспечивают «ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации». Поэтому мы не должны забывать достижения прошлого времени, ибо будущее строится на настоящем, а настоящее – на опыте прошлого. При этом в современной педагогической историографии в советской системе образования многое кажется спорным, чрезмерно идеализированным, ошибочно реформируемым, что привело к массовым и малоэффективным экспериментальным работам общеобразовательных школ страны в 90-х годах прошлого столетия.

Совершенно правы те исследователи, которые признали педагогические достижения советского периода развития образования лучшими (Равкин З.И. (1972-1973), Вендровская Р.Б. (1982), Климова Т.А. (2001), Широких О.Б. (2004) и др. В этом плане многие персоналии региональной педагогики остаются ещё недостаточно изученными. Исследование их опыта работы, объективная оценка, творческое осмысление, использование результативной практической работы стал бы хорошим стимулом для оптимального сочетания классического наследия прошлого с современными достижениями научной мысли.

Выводы

  1. В своей руководящей педагогической работе школой-интернатом спортивного профиля А.С. Шадрин руководствовался опытом работы выдающегося педагога современности Антона Семеновича Макаренко.
  2. Педагогическая деятельность Шадрина А.С. была направлена на выполнение решений государственной политики своей страны, строящего самое справедливое общество в мире, что свидетельствует о его патриотизме. Именно справедливость была основой его творческого труда во имя процветания своей Родины.
  3. Главной целью Шадрина А.С. как руководителя педагогического коллектива была организация системной работы по созданию благоприятных условий для полноценной работы подающего надежды тренера Коркина Дмитрия Петровича, что было реализовано. 4. Человеческие качества Шадрина А.С.: спокойность, вдумчивость, справедливость, дипломатичность, настойчивость в достижении общей цели позволили трудиться ему творчески и креативно, которую он стремился распространить ученикам и коллегам.
  4. Педагогический коллектив детско-юношеской спортивной школы им. С.А. Новгородова, достигнув единства целей, содержания и методов воспитания достигла коллективного решения всех вопросов, что позволила ей добиться колоссальных результатов в подготовке спортивного резерва страны и этим прославить не только Якутию и Россию, но и весь Советский Союз.
  5. Спортивные достижения воспитанников школы-интерната являются итогом кропотливой и дружной работы всего педагогического коллектива, которым руководил А.С. Шадрин. Это положение обязывает нас считать Шадрина А.С. выдающимся организатором педагогической деятельности Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Рекомендации

Существует необходимость дальнейших научных исследований по исследованию результатов коллективного труда педагогов образовательных организаций и распространение их опыта работы. Опыт работы Шадрина Алексей Спиридоновича может быть отличным примером в подготовке педагогических работников нового поколения, особенно для будущих руководителей спортивных организаций.

Виктор НОГОВИЦЫН, кандидат педагогических наук, Институт естественных наук, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

160228
Бүгүн : 128