Магический взгляд Коркина
Выдающийся тренер-педагог Д.П. Коркин оставил неизгладимый след в спортивной истории. Он внес неоценимый вклад в развитие вольной борьбы в Якутии. Результат известного, «коркинского почерка» – это 175 мастеров спорта СССР, 14 мастеров спорта международного класса, 4 заслуженных мастеров спорта, также многие чемпионы России, Советского Союза, Европы, чемпионов мира и Олимпийских игр.
Дмитрий Петрович не просто раскрывал своим воспитанникам тайны вольной борьбы, но давал им бесценные уроки жизненного поведения, проявления своей личности, учил их быть «чемпионами своей судьбы», оттачивать мужество и мастерство не только на ковре с прославленными соперниками, но и в битве с невзгодами и проблемами.
Тот факт, что Дмитрий Петрович Коркин был поистине неповторимым народным педагогом, подтверждают многочисленные научные работники, и заслуженные тренеры, и олимпийские чемпионы, и ветераны спорта. Так, профессор института физической культуры Якутского государственного университета, доктор педагогических наук В.П. Кочнев, в своем выступлении на научно-практической конференции «Коркинские чтения» отмечает: «Конец ХХ века выдвинул в ряд тренеров с мировым именем выдающегося сына якутского народа Дмитрия Петровича Коркина. Он доказал, что можно подготовить спортсменов высокого класса далеко от цивилизованных городов, столиц спортивных держав, даже в маленьком селе, где условия жизни – отсутствие спортивных баз, учебно-методической литературы, медицинского обслуживания – не могут быть серьезным препятствием для успешной работы».
Да, тренерская работа – это не просто проведения занятия, организация соревнования, а очень сложная, многогранная, кропотливая ежедневная работа. Здесь сочетаются знания в области педагогики, психологии, анатомии, физиологии, медицины, теории, методики физического воспитания. Только сочетание их дает желанный результат. Специалисты спорта считают, что Дмитрий Петрович блестяще владел этими науками, причем большинство из них изучал самостоятельно.
– Д.П. Коркин был человеком пунктуальным, много не говорил, все думал, – говорить Валерий Кочнев. – Он был педагогом с большой буквы. Обладал исключительно ценными нравственными качествами, доброжелательностью, честностью, скромностью, справедливостью, ответственностью за порученное дело. Не любил праздников, застолий, никогда не курил, не употреблял алкогольных напитков.
Как отмечают исследователи, Дмитрий Петрович серьезное внимание уделял интеллектуальному развитию учащихся. Многие его именитые ученики, в том числе олимпийские чемпионы Роман Дмитриев, Павел Пинигин, не только хорошо учились, но и успешно принимали участие во многих предметных олимпиадах. Он считал, что вместе с физическим развитием ребенка развивается и его интеллект. Чем ребенок подвижнее, более физически развит, тем выше его интеллектуальные способности. Кто способен мыслить, тот и движение мышц, суставов делает осознанно. Любимой его поговоркой во время соревнований была: «Работай головой».
Любителям, а также специалистам борьбы нынешнего поколения особенно интересна методика работы Дмитрия Петровича. От его воспитанников много раз можно услышать о том, что он имел суровый характер, редко, когда слышали от него слова одобрения или похвалы. В исключительных случаях, когда собирался ругать, долго молча смотрел в глаза. В этот момент, провинившийся мысленно перебирал свои «грехи», чувствовал вину перед тренером.
Облик Дмитрия Петровича, его притягательная сила, наверное, остались в памяти многих навсегда. Так, автор книги «Время Коркина» журналист Н.Н. Петров пишет: «Во-первых, особенность Коркина, отмеченная, как говорится, божественными силами, отражалась даже в его взгляде. Он, этот взгляд был упорен, соперничать с ним в неподвижности, способности выдержать противостояние глаз было нелегко. Коркин если смотрел, так смотрел – вникая не столько в речь собеседника, сколько в его образ, и по интонации, по жестам, по тем же глазам узнавая больше, чем из слов. Говорил он медленно, с расстановкой, упирая на смысловую нагрузку фразы с тем, чтобы ученик или воспитанник мог четко уяснить сказанное».
О том, что он никогда не повышал голоса на тренировках можно много раз услышать от его учеников. Вот, в начале занятий он усаживал напротив себя и продолжительное время сидел молча, все цепко оглядывал всех в лицо – и молчал.
Или вот еще один пример, доказательство вышеупомянутому, первый из якутов чемпион Советского Союза среди юношей Вячеслав Карпов вспоминает своего тренера так: «Мысленно, в первую очередь я вижу чистые ясные глаза, требовательный взгляд Дмитрия Петровича. Когда смеялся, глаза сияли чистым светом, он напоминал улыбку спящего ребенка. Душа человека, как говорится, отражается в его очах. Он был кристально чистым человеком».
Дмитрий Петрович своим воспитанникам сразу дал понять, что борьба – это работа. В связи с этим, приведу слова нашего первого олимпийского чемпиона Романа Дмитриева: «Не думаю, чтобы он не понимал, что спорт – еще и игра, но никогда так не говорил. Работа и все! И не хвалил он нас никогда. Занимаясь у него, я выиграл Всесоюзную спартакиаду школьников, юношеский чемпионат СССР, мастером спорта стал и … слова похвалы не услышал. Коркин часами мог помогать нам осваивать технику. Время для него останавливалось, когда шла работа. И никаких жалоб не признавал. И мы, знаете, научились не только не жаловаться, но и не замечать растяжений, ушибов и прочей малоприятной «атрибутики» борьбы. «Борьба – дело мужское», – говорил Коркин и требовал, чтобы мы были мужчинами. Сурово требовал. Вот это суровость, нацеленность на труд – самое яркое, что было в нем… Коркин себя не щадил и окружающих не жалел. Зато результаты работы какими были!»
Дмитрий Петрович стремился сохранить у каждого борца его индивидуальность, самобытность, исходя от его природных данных. Он никогда не подгонял его под шаблоны, что мы сегодня видим повсеместно – начиная от школьников и до членов сборной республики все борются одинаково, выполняют одни и те же стандартные приемы — вспоминают его воспитанники.
Дмитрий Петрович был великим тружеником, и того же требовал от своих воспитанников. Для него и соответственно для учеников, не было праздников. Тренировки проходили ежедневно. В народе говорят: «Недоброе слово может поранить и даже убить», ведь и тогда среди педагогов были такие, кто ставил крест на нерадивом ученике, предрекая ему далеко не светлое будущее. А Петрович скольким таким мальчишкам дал путевку в будущее, а некоторым даже безо всякого преувеличения спас жизнь.
Для нас Дмитрий Петрович останется человеком высокой культуры и железной дисциплины. Он внес большой вклад в теорию, и практику физической культуры, в учебно-тренировочную работу, подготовку спортсменов высокого класса. Два олимпийских чемпиона, два серебряных призёра – это память о нём на века. И сегодняшний успех якутской школы борьбы непрерывно связана с именем великого тренера. Воспитанники Дмитрия Петровича, продолжающие славное дело своего тренера, достойно несут знамя якутского спорта во славу России.
Досье от автора:
Дмитрий Петрович Коркин родился 5 сентября 1928 года в Чурапчинском районе Якутской АССР. Выпускник Ленинградского пединститута имени Герцена в специальности учителя русского языка и литературы (1956).
Один из основателей вольной борьбы в Якутии. Заслуженный тренер ЯАССР (1964), заслуженный тренер РСФСР (1967), заслуженный тренер СССР (1972). Инициатор открытия знаменитой Чурапчинской спортивной школы-интерната. Подготовил 4 заслуженных мастеров спорта, 14 мастеров спорта международного класса, 175 мастеров спорта СССР. Среди них чемпионы СССР, Европы, мира и Олимпийских игр.
Награжден орденом «Знак Почета» (1968), юбилейной медалью «За доблестный труд» (1970), орденом Октябрьской революции (1976).
Умер 22 февраля 1984 года.
Подготовил к печати Петр ПАВЛОВ.