Символ веры якутян в дело Победы над врагом
// К 80-летию Победы посвящается
Кинематография, как изобретение рубежа XIX и ХХ вв., сыграла революционную роль в культурной жизни всей человеческой цивилизации. Она постепенно превратилась в индустрию, имеющую громадное значение в дальнейшем развитии культурной и политической жизни народов СССР. Поэтому в развитии кинофикации и строительству кинотеатров уделялось большое внимание.
11 октября 1938 г. газета «Социалистическая Якутия» известила население республики, что «в будущем году в городе Якутске начнется строительство нового кинотеатра, который будет иметь зрительный зал на 500 мест, фойе и подсобные помещения. Общая кубатура кинотеатра утверждена в 10 тысяч куб. метров. На подготовительные работы по строительству кинотеатра ассигновано 149 тыс. руб.».
Для Якутска это было историческим событием, когда впервые на вечной мерзлоте начнут строить большое по размерам двухэтажное каменное здание гражданского назначения.
В зону строительства будущего кинотеатра попал деревянный дом бывшего чиновника Якутского областного управления Н.Чепалова. Строители могли старый дом вовсе снести. Но тут вмешалась сохранившаяся историческая память о первом социал-демократе Якутии Владимира Чепалова, погибшего в 1919 г. в колчаковской тюрьме в г. Томске. Чтобы увековечить имя коммуниста В.Н. Чепалова, дом, в котором он родился и вырос, разобрали по бревнышкам и возвели на одноименной улице Залогом, Дом и ныне стоит там, но уже под государственной охраной.
Здание кинотеатра стали строить в 1940 г. Наиболее трудоемкой работой, требующей привлечения квалифицированных специалистов явились земляные работы, предусматривавшие установку 22 свай-столбов пятиметровой длины, т.е. предстояло выкопать траншею глубиной в 5 метров, залить его бетоном в виде основания, установить сваи-столбы на эти опоры. Все это должно было проходить без нарушения режима сохранения вечномерзлого грунта с соблюдением всех мер предосторожности.
Такой метод строительства фундаментов каменных зданий впервые был применен при строительстве здания Якутской центральной электростанции в 1935–1937 гг. профессором Цытовичем, впоследствии ставшим академиком АН СССР. Важный строительный опыт был наработан подрядным предприятием «Якутпромстрой», возглавляемым молодым тогда начальником Е.Л. Жорницким, который с успехом применил такой метод установки свай-столбов, составлявших важную часть фундамента здания кинотеатра.
С началом войны 1941 г. на фронт ушло большое число опытных каменщиков и специалистов, что затруднило кладку кирпичных и железобетонных работ при возведении стен здания. Надзорные организации производили контроль и постоянно вели наблюдение за ходом строительства. Основное беспокойство строителей вызывало установка длинной балки над главным входом. Весь процесс работы проходила с применением метода «промерзания» уложенного в каркас железобетона. Во избежание прогиба и появления трещин в корпусе под тяжестью самой балки, были приняты меры безопасности путем установки деревянных колонн, которые поддерживали балку и несли всю тяжесть портальных сооружений. Впоследствии, когда была установлена незыблемость и прочность балки, эти колонны были разобраны.
Промышленные предприятия Якутска смогли обеспечить поставку необходимых строительных материалов: известь, песок, глину, готовые кирпичи по требуемой маркировке и др. Высококачественный цемент завозился с Иркутской области летом речными пароходами на грузовых баржах. Строительные железные конструкции доставлялась тоже речным транспортом, а также грузовыми автомашинами через станцию Невер по Амуро-Якутскому тракту.
В годы войны строительный объект здание кинотеатра стал поистине всенародной стройкой. Учащиеся старших классов, трудящиеся города работали на субботниках, разгружали грузы с речных барж, производили очистку территории, помогали в подсобных работах. Тем не менее, нехватка квалифицированной рабочей силы задерживала темпы строительства и сроки сдачи объекта в эксплуатацию. Поэтому надзорный орган Госстройнадзор, постоянно следивший за ходом строительства, принимал жесткие меры к руководителю строительного участка Н.И. Сурову вплоть до обращения прокурору г. Якутска, что в годы репрессий могло для него обернуться более чем плачевно. Тогда было принято решение на помощь строителям направить заключенных исправительной колонии №1.
В ходе строительства происходили неожиданные случаи. К примеру, во время работ по перекрытию зрительного зала произошел обвал потолочной штукатурки. Директор кинотеатра В.Л. Яшкевич обратился к архитектору управления Совнаркома ЯАССР Афанасьеву с просьбой создать комиссию по обследованию кинотеатра. С большим напряжением сил, к чести строителей, сооружение здания было завершено в апреле 1942 г., когда на Западном фронте шли ожесточенные бои под Ржевом и Харьковом.
И вот наступил решающий день. 1 мая 1942 г., в день праздника, был составлен Акт приемки здания кинотеатра в присутствии представителя от застройщика Слободчикова, главного инженера Подлящук, производителя работ Сурова. В состав приемочной комиссии вошли Малинченко – заместитель председателя горисполкома Якутского горсовета, Смольков – главный архитектор города, Денисов – представитель от Госсаниспекции, Сенко от Госстройнадзора, Кореняк – от пожарной службы, Косачев – от Госбанка и др.
Согласно извещению подрядчика «Якутпромстройтреста» процедуру в целях полной или частичной приемки произвели на месте. Членам комиссии были представлены следующие документы: технический проект, утвержденный Комитетом по делам кинематографии при Совнаркоме СССР 8 августа 1940 г. рабочие чертежи; разрешение Госстройконтроля, выданное 24 апреля 1941 г.; журнал работ; данные об испытании грунта; акты на скрытые работы при заложении фундамента, по возведению стен и опор, устройству межэтажных перекрытий, осмотра и испытания водопровода и др.
Комиссия признала, что в основном здание построено в соответствии с проектом, но с некоторыми отступлениями. В качественном отношении отделка, штукатурные, столярные, малярные работы были выполнены удовлетворительно. Комиссией оценены фундамент на «хорошо», стены на «удовлетворительно», кровля и стропила подлежат к переделке, лестница внутренняя на «хорошо», полы паркетные на «хорошо», штукатурка наружная брак, скобяные изделия на «хорошо», на отопление, оборудование котельной имеется отдельный акт приемки, горячей воды «нет», вентиляция, электрооборудование, освещение и силовые установки «не готовы», работы по проведению телефона и радио ведутся, благоустройство и ограждение участка, тротуары не закончены.
Осмотрев здание в натуре и ознакомившись с технической документацией, комиссия постановила – предъявленное здание принять в эксплуатацию с общей оценкой на «хорошо», но обязать заказчику и подрядчику (тов. Е.Л. Жорницкий) устранить выявленные недоделки и дефекты, также принять соответствующие меры по уходу за железобетонной балкой над главным входом.
Первоначально в документации и проектных чертежах здание кинотеатра не имело названия. В средствах массовой информации отмечали, как «Горкино» или просто городской кинотеатр. Назначенный еще в ходе строительства здания директором кинотеатра В.Л. Яшкевич в письме к начальнику управления кинофикации при СНК ЯАССР Слободчикову тогда же впервые озвучил слово «Центральный». С того времени название «Центральный» закрепилось за главным кинотеатром республики.
Здесь еще раз следует отметить, что в ходе строительства каменного здания в условиях вечной мерзлоты успешно был применен метод свайно-столбчатого фундамента, который в годы длительной эксплуатации своим качеством подтвердил первенство якутских строителей в создании новых типов фундаментов в мировой строительной практике.
Весь процесс принятия решения, подготовка проектно-строительной документации и ход строительства здания кинотеатра «Центральный» в годы Великой Отечественной войны представляется нам как один из беспримерных подвигов якутян вдали от фронта, когда решалась судьба страны, когда она сражалась с немецко-фашистскими захватчиками не на жизнь, а на смерть. Строительство кинотеатра и ввод его в эксплуатацию имели громадное историческое значение для якутян. Сам факт строительства каменного здания в условиях войны, показ фильмов в новом кинотеатре создавали атмосферу веры в победу над врагом, вдохновляли трудящихся республики на доблестный труд во имя великой Победы.
Можно считать, что ныне здание кинотеатра «Центральный» является одним из ярких примеров и символов непобедимости советского народа в годы Великой Отечественной войне.
Пантелеймон ПЕТРОВ, краевед.