Михаил Скрябин. Больше, чем тренер
Скрябина Мишу я знал с детства, с тех пор, когда совсем мальчишками боролись на призы Гани Старостина в с. Абага. И жили в соседних деревнях: я – в Соморсуне, он – в Абаге.
В 1970 году я уехал учиться в спортшколу в село Чурапча, Миша Скрябин уже был там. Амгинских парней было много: братья Захаровы, Неустроевы, Ефремовы, Вася Константинов, Афоня Аргунов, Афоня Афанасьев, Витя Соловьев и другие. Жили дружно в спальных корпусах с туалетом на улице, тренировались в построенных своими силами спортзале, где отсутствовал простенький душ. Толкались в общей столовой с нехитрой меню. Тренировал нас Д.П. Коркин каждый день с большой физической нагрузкой, после которых оставалось только одно желание – уткнуться в кровать и спать. Поэтому не скажу, что, мы спешили на тренировку словно на праздник.
Дмитрий Петрович Коркин сразу заметил Мишу и держал всегда при себе. Видимо, уже с первого года обучения, великий тренер заметил зачатки будущего хорошего тренера, наследника. После окончания школы-интернат в 1972 г. Миша год остался в Чурапче работать и учиться вместе со своим наставником, тренером Д.П. Коркиным. Жили они с Семеном Макаровым у семьи Коркиных.
Дальше С.Макаров, М.Скрябин, Б.Яковлев, Н.Иванов учились в Минском физкультурном институте. После окончания института по приглашению уважаемого наставника Михаил Степанович продолжал тренерскую карьеру в школе Высшего спортивного мастерства. Они с Дмитрием Петровичем работали с усердием, а Михаил Степанович, набирая знаний, изучал опыт и методику не только своего наставника, но и ведущих тренеров СССР. Он черпал идеи, методики, технику подготовки выдающихся борцов… и писал, писал и писал.
В восьмидесятые годы спорт был чем-то большим, чем сейчас. Это была система морально волевого воспитания, физическое здоровье, территория реального приложения сил и реализации своих возможностей.
В 1985 по собственному желанию переезжает в родной Амгинский улус, где успешно работал до 2004 года. Мы все удивлялись: почему ведущий тренер ШВСМ вдруг переехал в село? Когда я спросил у него зачем приехал, он вполне серьезно ответил: подготовить чемпиона Мира! И началась кропотливая работа вместе с тренерами-соратниками Александром Софроновым, Русланом Поповым, Романом Цыпандиным, Михаилом Сибиряковым, Ефремом Ефремовым и другими. Деревянный спортзал, особенно в дни осеннего набора, не вмещал всех желающих заниматься у него. Он не отказал ни одному мальчишке, не сказал, что тот слабак и ему не место в борцовской секции. Отсев происходил как-то само собой. Кто-то ленился, кого-то пугала дисциплина, кто-то сам понимал, что ошибся дверью.
// Иван Захаров, Михаил Скрябин, Михаил Жирков.
М.С. Скрябин имел большие организаторские способности, умел убедить воспитанников, служивых людей, родителей. Во-первых, организовал федерацию борьбы во главе с администрацией улуса. Федерация в свою очередь утвердил стратегию развития юношеской борьбы на несколько лет с проживанием в интернате. Утвердили цикличность и интенсивность во весь год тренировки юных борцов. Времена были непростые, набранных детишек надо было занимать на все 100% и заниматься воспитанием. Здесь очень помогли воспитатели интерната, учителя двух школ. Чтобы улучшить условия труда руководство ДЮСШ вместе с тренерами в короткий срок построили отдельно благоустроенный борцовский зал с сауной, с тренажерами.
К нему тянулись не только борцы, но и тренеры, особенно мастеровитые. Например, приехал в Амгу Роман Цыпандин с семьей, призер Тбилисского международного турнира, серебряный призер чемпионата СССР. Открылись филиалы борьбы в наслегах улуса. Он дружил с ними крепко. Порою, они доверяли ему своих учеников, присылая их на доводку к нему в Амгу из города Якутска, других улусов, наслегов.
Через работы с учреждениями и предприятиями, спонсорами улуса решались финансирования выезда юных спортсменов за пределами республики, когда некоторые улусы и города не могли этого делать. У Скрябина же не было никакого дополнительного заработка. Но мелкие расходы на борьбу решались за счёт зарплаты Михаила Степановича и его семьи. Михаил Степанович сначала сам, потом через видеооператора А.В. Алексеева, постоянно снимал фото-видео фрагменты ведущих борцов, соперников своих учеников. Дома у него образовалась громадная фототека. Тогда ведь не велись телетрансляции, не было и в помине «видиков» и прочей современной техники. Но, благодаря тренеру, амгинские мальчишки своих противников знали в лицо, могли разобрать их приёмы по косточкам. Противники даже не подозревали, что благодаря тренера Михаила Скрябина, оказывались рассекреченными.
Как тренер Михаил Скрябин был методически очень хорошо подготовленным и очень требовательным. Знал, за что свои силы и здоровья тратить, поэтому был себе уверенным и имел силу воли достичь отличных результатов. Выходя на ковер секундантом, находясь в гуще событий, ажиотажа он умудрялся сохранять свою голову холодной: не кричал, не суетился, редко что-то подсказывал подопечному. Он считал, что нет толку в советах, когда на ковре в поединке схлестываются два характера. Он знал и считал, что обучать хитростям борьбы во время поединка – поздно.
… И результат амгинских тренеров во главе старшего тренера Скрябина М.С. недолго задержался. Были и чемпионы РС/Я, Дальнего Востока, страны, Европы и Мира. Больше 50 воспитанников Михаила Степановича стали мастерами спорта СССР и РФ, больше 10 мастерами спорта международного класса. М.Скрябин – тренер как алмаз высшей пробы. Но, главным в своей профессии он считал не вывод спортсмена на Олимпийские игры, а его становление в жизни. Его ученики завоевывали различные международные чемпионские регалии, работали депутатами государственного совета Ил Тумэн в Якутске, служили в СВО, отдавали жизнь как патриоты Родины, занимались наукой и развивали муниципалитеты, добивались званий в спорте, работали прорабами на стройке, многие шли по его тренерским стопам.
В памяти народа саха имя Николая Захарова – Сахаачча навсегда останется яркой страницей о талантливом от природы спортсмене международного класса, борце вольного стиля, красивом и добром молодом человеке, жизнь которого оборвалась на самом пике его славы. Заслуженный тренер Михаил Скрябин никогда не забывал имя прославленного земляка, проводя много работы по увековечиванию его имени. Именно он впервые организовал с начало республиканский, затем Всероссийский и международный турнир памяти Николая Захарова – Сахааччы.
Судьба Михаила Степановича выковала его, сделала из него человека мудрого, несгибаемого, не ломающего спину перед вышестоящим начальством.
Михаил Степанович всегда говорил, что тренировать – значит стимулировать и развивать, держать воспитанников в разумном напряжении, учитывая особенности подопечных, но и тенденции развития вольной борьбы. Поэтому наиболее важный принцип руководства тренера – заставить своих ребят думать, творчески мыслить, яснее чувствовать личную ответственность за уровень спортивной подготовки.
Михаил Прокопьевич ЖИРКОВ, друг и соратник, ветеран спорта.