«Алаасный патриотизм» или феномен Василия Манчаары
220 лет отмечается национальному герою Якутии Василию Федоровичу Манчаары. Казалось бы, этот общеизвестный факт для якутского народа до недавнего времени вызывал широкое обсуждение, если не осуждение. На протяжении веков в зависимости от подвижных политических, социальных и даже экономических воззрений пытались создать ему подходящее к его подвигам определение. Какие?
Разбойник – такое определение преобладало вплоть до его кончины в 1870 г. и основано по материалам судебного разбирательства. Причем название варнак, т.е. «вор наказан кнутом», которым обычно присваивали каторжанам не имело определяющего значения и не связано с его именем. Тому также способствовало, что представители царской власти вплоть до правительствующего Сената не решились на это. К началу ХХ в. писатели В.В. Никифоров, А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, приняв за основу народные предания, создали его неповторимый образ в своих произведениях, обходя недостойное для него слово. И только под нажимом царской областной администрации В.В. Никифоров вынужден был изменить заголовок своей пьесы на «Разбойник Манчаары (Манчаары түөкүн)”, что говорит о неприятии унижающего его достоинство слова “разбойник” представителями национальной интеллигенции, выражавших мнение и интересы тогдашнего якутского общества.
Историческая личность – это человек с ярко выраженной индивидуальностью, оставивший значительный след в истории человечества. Да, действительно Василий Манчаары является реальным лицом, родившимся в Нерюктейском наслеге Кангаласского улуса.
Легендарный герой – всегда положительный, борец за какую-нибудь идею, боотур и пр., являющийся легендой, содержащий в себе легенду. Легендарные герои древности – это персонажи, которые стали символами мужества, силы и отваги. Применительно к истории Якутии – это предводитель кангаласского объединения Тыгын Тойон.
Культурный герой – это мифологический герой, характерный для определенной группы (культурной, этнической, религиозной и т.д.), который изменяет мир посредством изобретения или открытия. Например, Эллэй, сотворивший праздник ысыах. Культурные герои играют важную роль в современном обществе, выступая символами надежды, стойкости и моральной целостности.
Народный герой – это тип героя, реального, вымышленного или мифологического, с его именем, личностью и поступками, укоренившимися в массовом сознании народа. Он часто упоминается в народных песнях, сказках в преданиях. В современный период появились народные писатели, народные художники. Таким образом это понятие имеет расширенное толкование.
Национальный герой. Общеизвестно что, это реально существовавший человек, деяния которого создали идеализированный образ. Человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самоотверженности стал частью национального и политического, как одни считают, мифа. Но мифический герой – это обычно герой сказочный, может быть каким угодно, плохим, хорошим и т.д. Сможет ли идеализированный образ Манчаары приобрести фантастическое направление в сознании общества, я думаю, покажет время.
В настоящее время в силу происходящих в России политических процессов, я имею в виду украинский конфликт, а также в связи с предпринимаемыми государством мерами, направленными на объективное изучение конкретных событий российской истории и на воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, изучение данной проблемы приобретает особую актуальность.
Особенности современного этапа развития российского государства, характеризующегося поиском основы консолидации населения страны, на первый план выводят следующие аспекты анализа данных феноменов через дихотомию «Отечество – малая родина». Гражданская идентичность и патриотизм как ее элемент играют важную роль в обеспечении стабильного развития России на современном этапе. В условиях федеративного государственного устройства вопрос самоотождествления граждан разворачивается также и в плоскости «локального патриотизма». Понятие «локальный патриотизм» мы вкладываем любовь к родине в масштабах незначительных географических объектов.
Когда мы говорим о патриотизме, то, как правило, мы под этим словом подразумеваем любовь к родине, любовь к стране в таком самом широком смысле. Между тем, любовь к родине и патриотизм – это понятия разные. Мы можем любить (или не любить) одновременно родину, женщину, маму, ребёнка, бога, свой дом, музыку и так далее…
Патриотизм – это не только любовь, но и, что важно, демонстрация любви к родине. Патриотическое поведение – это когда мы не только любим, но и показываем это уже на примерах СВО. Под «родиной» каждый понимает своё: кто-то государство, кто-то язык, кто-то пейзаж детства, а кто-то воспоминания или свою семью – и потому любовь к родине у разных людей разная. Патриотизму же необходимо, чтобы и другие разделяли это чувство, а ненависть к врагам родины обычно прибавляет чувства силы и страсти.
Если говорить об отношении государства к локальному патриотизму, то мы увидим, что, чем общество более тоталитарно, тем оно жестче относится к этой низовой инициативе. В этом смысле одним из показательных явлений является то, что произошло в советское время, когда на самых разных уровнях этот локальный патриотизм (для нас ближе понятие «алаасный патриотизм») всячески подавлялся и подразумевалось, что любить нужно всю большую советскую родину, имея в виду (совершенно безосновательно) , что локальный патриотизм ведет к национализму.
Существовала-ли патриотическая формула в тогдашнем якутском обществе времен Манчаары, не тронутой еще письменной цивилизацией, носителями которой считались представители царской власти и городское сообщество, включавшее купцов, мещан и духовенства. Скорее всего нет, не было до него такого представителя, который бы олицетворял патриота своей земли в якутском обществе. Лишь Василий Манчаары в силу разных обстоятельств вынужден был очутиться в чужом для него мире, причем в каторжной обстановке. Мог ли он в таких условиях проявить любовь к своей родине?
Феномен Василия Манчаары, если мы будем так говорить, состоит в том, что он, опираясь на наше мировоззренческое понимание, выраженное выше, скажу, является первым патриотом своей родины, сыновнюю любовь которой он, преодолевая неисчислимые препятствия как естественные, так и телесные, проявил при переходе с Охотской, затем и с Нерчинской каторги. Само пребывание в этих каторгах, известных средневековыми условиями содержания заключенных, не сломили его дух патриотизма. Для него все это было мучительным и тяжелейшим испытанием духовного угнетения и порабощения, из которого он, совершая беспримерный подвиг стремления к свободе и независимости, выходил только с чистыми помыслами возвращения на родину, в свой родной алаас. Именно за это Василий Манчаары заслужил всенародную любовь. Потому имя его стало символом верности, мужества и жизнеутверждающей силы народа саха.
Болҕомтоҕут иһин Махтал!
Пантелеймон Петров, кандидат исторических наук.