Биомеханические принципы технико-тактической подготовки борцов

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» и Институт физической культуры и спорта выпустили учебное пособие под названием «Биомеханические основы специальной физической подготовки борцов вольного стиля». Авторами этой учебной пособии стали:  Кривошапкин П.И., Кривошапкин У.П., Иванов И.Ф., Подливаев Б.А., Филиппов Н.С.

Сегодня мы знакомим вас с первой главой этого издания – «Национальные  традиции народа Саха в единоборствах и современные тенденции развития вольной борьбы в мире».

В учебном пособии рассматриваются вопросы специальной физической подготовки борцов вольного стиля с биомеханическим обоснованием методики тренировки. Анализируются биомеханические основы борьбы, устойчивости борца, излагаются разработанные поколениями авторов нашей республики биомеханические принципы технико-тактической подготовки юных борцов.

Учебное пособие предназначено для специалистов по физической культуре и спорту, преподавателей вузов, тренеров, спортсменов, учителей физического воспитания, студентов и аспирантов.

Национальные традиции народа Саха в единоборствах и современные тенденции развития вольной борьбы в мире

Спортивная борьба относится к видам спорта, характеризующихся постоянными и скоротечными изменениями условий протекания соревновательного поединка. В связи с этим она предъявляет к борцам высокие требования к развитию физических качеств, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, в частности к проявлению подвижности суставов, взрывных усилий и координационных способностей, позволяющих находить правильное решение в различных эпизодах поединка [50].

Борьба достаточно полно удовлетворяет естественные желания человека помериться силой, проявить ловкость, смелость, смекалку, противостоять злу и насилию. Занятия различными видами спортивной борьбы укрепляют здоровье, развивают физически, формируют характер, уверенность в своих силах, мужество и отвагу. Универсальность борьбы как средства физического воспитания состоит и в том, что единоборство – это не столько противопоставление силы, но прежде всего умение быстро оценить ситуацию и находить правильное решение. Поэтому борец должен быть внимателен, быстр, иметь мгновенную реакцию. Ему необходимы хладнокровие, выдержка и решительность. Быстрая смена ситуаций, в которых оказывается борец в ходе поединка, предъявляет чрезвычайно высокие требования к интеллекту борца [50, 71].

Одним словом, борьба – это многогранная, эмоциональная, естественная, и в то же время, доступная для многих деятельность.

Стремление ФИЛА к зрелищной борьбе на всей площади ковра одними правилами соревнований реализовать нельзя, хотя они во многом способствовали формированию нового стиля. М.Эрцеган (1986) считает, что для повышения мастерства ведущих борцов национальных сборных команд (эффективное проведение приемов в соревнованиях в высоком темпе) необходимо перестроить работу, прежде всего с юношами и молодежью [17].

Постоянно меняются, совершенствуются правила соревнований, техническая подготовка. И в связи с этим изменяются требования, предъявляемые к спортсмену. Поэтому необходимо постараться определить динамику развития вольной борьбы, с учетом национальных традиций и мировой тенденции.

В народе Саха в древности боевым искусствам обучали с трехлетнего возраста, основное внимание уделяли увертливости и ловкости, кидая в раздетого мальчика горящими углями, потом, когда он подрастал, пускали в него стрелы с короткими иголочками [59].

Если сравнивать с древними боевыми искусствами Востока, стиль народа Саха, основанный на увертливости, несомненно, мягкий стиль.

В даосских трактатах, в частности у Лао Цзы, применительно к особенностям движений человека, популярен образ мягкого, гибкого, одолевающего сильное, твердое. Самый универсальный образ – символ даосизма «Вода», которая точит камень, сокрушает скалы, проходит сквозь песок, генерирует и производит энергию [51]. Как видно из этого сравнения в древних боевых искусствах на гибкость и увертливость обращали очень серьезное внимание.

Слово ловкость по Н.А. Бернштейну, производное от корня «лов» — ловить, состоит в том, чтобы суметь двигательно выйти из любого положения, найтись (двигательно) при любых обстоятельствах. Спрос на ловкость не заключается в самих по себе движениях того или иного типа, а создается обстановкой требующей двигательной находчивости [9].

В работе А.А. Новикова про техническое мастерство написано: «Спортсмен должен быстро оценивать меняющуюся ситуацию и реагировать ответными действиями в полном соответствии с создавшейся обстановкой» [72].

Что означает название национальной борьбы «хапсагай»? В прямом переводе она означает ловкость, но если разобрать по частям слово состоит из двух корней, «хап» — лови и «сагай» — толкни, дерни или в общем смысле слова – лови момент и бросай. Значит, наши предки смысл борьбы видели в использовании неожиданно возникающих по ходу схватки удобных ситуаций.

Многие выдающиеся борцы РС (Я) прежних лет по вольной борьбе, как считает А.И. Иванов (1997), вышли из «дворовой» борьбы, отличающегося от нынешнего свободой действий, рекомендует маленьким детям прививать навыки «дикой» борьбы, без излишнего ограничения правилами и обязательными приемами. Считает, что ограничения сужают объем движений, координационное богатство, притупляют инстинкт единоборства, заложенный генетически [39].

Основатель Якутской школы борьбы Д.П. Коркин (1970), его ученик М.Е. Захаров (1982), а также Д.Г. Миндиашвили (1996), М.П. Шестаков, (1997), В.М. Игуменов и А.В. Каращук (1998), высказали идею о том, что вариативность исполнения техники ведущими борцами планеты является не издержками тренировочного процесса, а закономерностью непредсказуемости ответных технических действий атакуемого противника, что вызывает у атакующего мгновенное самоуправляющее действие по схеме «обратной связи» Бернштейна [42, 58, 69, 91].

Перспективным может стать не вариант выполнения точно заученной программы команд на тренировке, а способность конструировать и корректировать технические действия по ходу конкретных реальных ситуаций в поединке с учетом развития противодействий атакуемого противника [42].

Современным стратегическим направлением повышения результативности выступлений высококвалифицированных борцов следует признать непрерывное конструирование и корректировку технических действий на ковре под постоянным самоконтролем борца на базе непрерывно меняющейся оперативной ситуации в противодействиях остро конкурирующих противников [42].

Эту мысль подтверждают и результаты педагогических исследований, которые показали, что большинство проведенных в соревнованиях атакующих действий, связано с использованием удобных ситуаций, возникающих в ходе схватки (мастера спорта-77,1%, юноши разрядники –93,8%) [69]

Как видно из этих цифр, чистая техника выполняется мастерами спорта лишь в 23% случаев, а у юношей только в 6% случаев.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что современная теория и практика борьбы от комбинационного понимания борьбы, когда комбинацию составляют заранее заготовленные технические элементы на стандартные ответные действия, подошла к ситуационной борьбе, в котором борец использует любую ситуацию для продолжения атаки. Ситуационная борьба требует умения использовать силу соперника, увертливости и на основе гибкости и специальной двигательной подготовки выработку физической способности (готовности) выполнить любое техническое действие, соответствующее в данный момент противодействия.

Петр КРИВОШАПКИН, кандидат педагогических наук, доцент кафедры АФК ИФКиС, член комплексной научной группы сборной команды РС (Я) по вольной борьбе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *