Биомеханика вольной борьбы по М.Е. Захарову

Посвящается светлой памяти учителя и друга – Михаила Егоровича Захарова.

На Востоке считают, что знания передаются не только через книги, в большей степени они идут от учителя к ученику. Великому учителю всех борцов и тренеров Якутии, заслуженному тренеру СССР Дмитрию Петровичу Коркину посвящена книга «Опыт подготовки борцов высокого класса».

В данной книге публикуются идеи другого нашего учителя и друга – Михаила Егоровича Захарова, заслуженного тренера РС (Я), Отличника физической культуры России. Большую часть нестереотипных знаний о борьбе получили именно от него, за что ему благодарны и выражаем свою признательность.

Михаил Егорович – один из первых воспитанников и учеников Дмитрия Петровича, человек неординарный, имеющий обо всем собственное, оригинальное мнение, влюбленный в борьбу, в ее безграничные творческие возможности.

Он любил спорить. В силу молодости не понимая, что он специально нас подзадоривает, заводит, чтобы услышать все наши аргументы, мы горячо, эмоционально доказывали свою правоту, обижаясь, что он не понимает очевидного. В ходе споров очевидное становилось расплывчатым, и мы наконец-то начинали осознавать, что все не так уж и просто, возможны и другие точки зрения, другие решения.

В Древней Греции существовало течение философии, называемое «софистикой», последователи которого любое понятие описывали с двух позиций, считали, что все человеческие понятия, этические нормы и оценки относительны, каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Он был таким философом, намеренно нам доказывал отрицательную, негативную сторону любого явления, в частности, нашего понимания техники борьбы, которое мы считали единственно верным, идеальным или, наоборот, положительную сторону того, что мы считали отрицательным. Таким образом, он расширял наше сознание, понимание, и не только в борьбе, но вообще в жизни.

Многие его суждения были очень сложны, ускользали из границ нашего понимания, хотя вызывали интерес, необходимо было над ними основательно потрудиться, многие годы анализировать, чтобы попытаться понять их до конца. До сих пор я не уверен, что до конца познал все в его концепции и идеи по биомеханической сущности борьбы.

 

Михаил Егорович работал не в одиночку. В последние годы жизни, торопясь передать свои знания, как будто зная, что отпущенное ему судьбой время ограничено, ездил по всей республике, объезжая тренеров, которые проявляли интерес к его идеям. Он был лидером нового направления, руководителем неофициальной научной группы, в которую входили тренеры Старостин Е.Н., Кириллин В.Н., Сивцев В.Д., Посельский И.С., Сысолятин И.М., Дьячковский Д.Д., Иванов Д.Ф. и другие, с которыми он делился своими знаниями, создавая свою борцовскую школу. Многие взрослые мастера спорта апробировали отдельные моменты его идей, участвовали в их обсуждении наравне с тренерами, это – мастера спорта Жирков В.В., Иванов И.Ф., Филиппов М.А., Ноговицын С.Е., братья Александр и Анатолий Андреевы, Уйгуров В.В., Корякин В.Е. и многие другие. Жирков Василий Васильевич и Иванов Илларион Федорович многие годы остаются пропагандистами идей М.Е. Захарова, как истинные энтузиасты являются общественными тренерами, распространяя знания по биомеханическому подходу к технико-тактическим действиям борьбы.

Очень сложно выделить автора определенных идей, чаще всего идея витает в воздухе, обсуждается многими специалистами, пока не принимает четкую форму и кем-нибудь не озвучивается или фиксируется в литературе. Например, основной идеей, которым увлек нас М.Е. Захаров, было утверждение, что борьба есть ответная реакция. При работе над рукописями Д.П. Коркина оказалось, что данная концепция исходила от его учителя Дмитрия Петровича, тот в свою очередь сформулировал ее на основе изучения работ Райко Петрова и А.А. Новикова (смотри «Опыт подготовки борцов высокого класса»). Данную идею Михаил Егорович развил, сделал главным и внедрил в экспериментальную методику тренировки, над которым работала наша группа.

Исходя из этой основополагающей идеи, мы разработали программу общей и специальной физической подготовки юных борцов  «Модель борца 2008 года», которую при содействии тогдашнего председателя Госкомспорта В.П. Ноговицына и главного тренера А.Н. Иванова в 1998 году распространили по всей республике. По этой программе проводили региональные и республиканские сборы юношей. С 1999 года с помощью Кириллина В.Н., Старостина Е.Н., Иванова И.Ф. и других внедрили биомеханическое направление в ЧРССШИ с филиалами и ЧИФКиС. С 2005 по 2007 год под руководством А.Н. Иванова работали над созданием школы борьбы в г. Мирном. В 2018 году открыли детскую экспериментальную школу борьбы им. М.Е. Захарова.

Исследования Д.Г. Миндиашвили показали, что большинство проведенных в соревнованиях атакующих действий связаны с использованием удобных ситуаций, возникающих в ходе схватки: мастера спорта – 77,1%, юноши-разрядники – 93,8%.

В настоящее время наблюдается прирост результативности у юношей и молодежи, но оставляет желать лучшего результативность взрослых борцов. По всей видимости, по ситуационной борьбе, общей и специальной физической подготовленности юношей мы сильно не отстаем от передовых борцовских регионов – Дагестана и Осетии, но не хватает тактико-технической подготовленности, которая у юношей определяет результативность только на 6,2%, а у взрослых его значимость в 3,7 раза больше – 22,9%.

В настоящее время для нашей республики более актуальными становятся идеи по изучению и использованию в практике тренировочной деятельности теоретических основ биомеханики технико-тактических действий вольной борьбы. И то, что в нашей республике имеются разработки двух направлений в биомеханике борьбы – теории Виктора Васильевича Отделкина и Михаила Егоровича Захарова, очень радует и вселяет надежду.

Данная область является самой сложной в теории вольной борьбы, поэтому наименее разработана по всей России и, как можно судить по отсутствию переводов и ссылок в литературе, во всем мире. Имеются только основополагающие исследования по теории устойчивости.

Сложность заключается, как писал Д.П. Коркин, в том, что техническое действие только начинается с приема, затем в зависимости от сопротивления противника необходимо использовать его защитное движение для продолжения атаки.

Михаил Егорович считал, что тренировка технического действия в виде приема, начинающегося с захвата и заканчивающегося завоеванием балла или укладкой на лопатки, является принципиально неправильной, утопичной. По одному целенаправленному действию можно выиграть только один такт атакующего действия, следующее действие может основываться на совершенно противоположном биомеханическом принципе, перенаправляя силовое противодействие соперника. В настоящее время красноярский ученый Дмитрий Александрович Завьялов вместо понятия технического приема ввел понятие о ключевом алгоритме двигательной компетенции, многозвенном процессе решения двигательных задач, которое больше подходит ситуационному пониманию техники вольной борьбы и коренным образом меняет методику технической подготовки.

В связи с тем, что полное обнародование и публикование всех идей по биомеханике борьбы, над которыми мы работали, огромный и очень сложный труд, в данной книге приводим лишь часть из этих идей, которые нашли отражение в работе моего научного руководителя Б.А. Подливаева по устойчивости борца [77] и в нашей диссертационной работе [54].

Данная книга выходит в свет в рамках научно-исследовательского проекта НИП-16, поддержанного СВФУ, в обосновании многих идей, редакционной работе над ней в рамках проекта приняли активное участие сотрудники НОЦ ОиНВС Филиппов Николай Семенович, Алексеева Людмила Саввична и тренер экспериментальной группы Кривошапкин Уйсен Петрович.

Петр КРИВОШАПКИН, кандидат педагогических наук,  доцент кафедры АФК ИФКиС, член комплексной научной группы сборной команды РС (Я) по вольной борьбе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *